(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
ОкрестностиN1(38), июль 1996

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


Все самое интересное в России происходит, как известно, за пределами кольцевой автомобильной дороги. В последнее время об этом не стесняются говорить даже на Старой площади.
Авторы Панорамы очень любят писать "не про Москву". В прошлом году Панорама сделала "РОССИЙСКИЙ СБОРНИК", в который вошли 20 очерков о современной политической истории некоторых российских областей, краев и республик. Осенью этого года мы собираемся издать второй выпуск "Российского сборника". Мы надеемся, что книжка будет интересной, потому что год был интересный: выборы в Думу, выборы Президента, а кое-где - даже губернаторов. Если Вам достанется экземпляр, Вы сможете прочитать, что творилось в Республике Алтай, Амурской, Владимирской, Калининградской, Смоленской области и других интересных местах.
Мы уверены, что у человека, который со знанием дела пишет про современную политику, не может не быть точки зрения на то, что он описывает. Когда читатель видит, где факты, а где - точка зрения автора - это и есть, с нашей точки зрения, максимум возможной объективности.
Для тех, кому "Российский сборник" не достанется, мы публикуем большой отрывок из обзора Андрея Запеклого, посвященного Тамбовской области.
В надежде собрать материалы для "Российского сборника", корреспондент "Панорамы" Юлия Смолякова посетила Кемеровскую область в составе московской журналистской делегации по приглашению Администрации области. Впечатления, вынесенные ею из поездки, были, по ее словам, настолько глубокими, что она не смогла выразить их иначе, как в жанре рекламного проспекта (см.стр.15).

Отдел региональных исследований


Российские области весьма отличаются друг от друга по темпам и интенсивности происходящих в них политических процессов. В некоторых местах, кажется, вовсе ничего не происходит - люди добывают нефть, плавят металл, рубят лес. Другие же, не обращая особого внимания на экономические процессы, все силы сосредатачивают на политической борьбе, даже несмотря на констатируемую наблюдателями усталость населения от политики. К числу подобных местностей, без сомнения, относится и Тамбовская область. Малоинтересная с точки зрения промышленности и сельского хозяйства, эта область привлекает внимание именно своей весьма интенсивной внутренней жизнью. Поэтому в данном обзоре основное место занимает хроника происходивших в области весьма занимательных событий.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ 1995 ГОДА

В 1995-1996 годах в области развернулась борьба вокруг поста главы областной администрации. Владимир Бабенко, бывший с 11 декабря 1991 года исполняющим обязанности главы администрации, а с 23 декабря 1992 года занимавший должность главы администрации, не проявлял себя как активный руководитель. До назначения на этот пост Бабенко работал главным врачом областной больницы и не имел руководящего опыта. К тому же он не был связан с какой-либо политически и экономически влиятельной группой в области; назначение главой администрации объясняется тем, что Бабенко был в 1990-1993 годах российским депутатом и в 1991 году поддержал Ельцина во время августовского путча. Местные политики, среди которых наиболее влиятельны были представители левых организаций, инкриминировали Бабенко даже не подчинение интересов области интересам центра, а просто бездеятельность. При этом левые оппоненты называли Бабенко ширмой для деятельности его окружения, в котором наиболее заметную политическую роль играла еще один бывший депутат России Людмила Кудинова, занимавшая пост первого заместителя главы администрации области и курировавшая социальные вопросы. Кудинова занимала ярко выраженные демократические позиции. Текущей хозяйственной жизнью области занимался другой первый заместитель Бабенко Олег Бетин, ранее работавший первым секретарем Котовского горкома КПСС. Бетин по результатам работы получил репутацию прагматика и почти не подвергался критике со стороны левых.
Прошедшие в 1993 году выборы в Совет Федерации РФ показали малую популярность областного руководства в подведомственной ему области: ни Бабенко, ни Кудинова, ни Бетин депутатами стать не смогли. Победу одержали представители лево-патриотического объединения "Русь", объединившего всю оппозицию при главенстве коммунистов, - председатель распущенного облсовета Александр Рябов и экс-председатель Тамбовского горисполкома Павел Горбунов. Оба избранных депутата Государственной Думы от области также представляли "Русь" и КПРФ.
Представители блока одержали победу и на выборах в областную Думу в марте 1994 года, получив вместе с сочувствовавшими более половины мест; официально было избрано 9 представителей объединения "Русь", из них 7 членов КПРФ. "Русь" победила и в областном центре, в том числе и на одновременных выборах в Тамбовскую городскую Думу, где члены объединения получили 13 мест из 16. В Думе администрация могла рассчитывать только на избранных туда глав местных администраций и двух-трех независимых депутатов. Подобная ситуация сложилась и Тамбовской городской Думе, где, впрочем, в минимальном количестве наличествуют и демократы. В то же время выборы мэра Тамбова (таково официальное название должности главы администрации) принесли успех выдвиженцу Союза Демократических организаций (СДО), уже исполнявшему обязанности мэра города с 1992 года Валерию Ковалю (до избрания мэром - лидер местной "ДемРоссии", член РПРФ и неформальный лидер СДО).
Сосуществование оппозиционно настроенной представительной власти и более (Коваль) или менее (Бабенко) "демократических" руководителей исполнительной привело к многочисленным конфликтам, проявившимся в области, может быть, более ярко, чем где-либо еще на территории России. Острота политической борьбы в области объясняется большой силой левых и национал-патриотов в этом одном из самых депрессивных регионов России (по данным 1995 года, область делила последнее место по уровню жизни среди субъектов Российской Федерации с Кабардино-Балкарией).
Бабенко, не наладивший контакта с прежним, распущенным в 1993 году облсоветом, не смог обрести взаимодействия и с новым органом представительной области. Впрочем, это было неудивительно, поскольку избранный председателем этого органа бывший председатель облсовета Рябов был одним из авторов направленного 5 апреля 1994 года в адрес Совета по кадрам при Президенте РФ коллективного обращения с просьбой назначить выборы главы администрации области. Это письмо было подписано также другими депутатами Федерального Собрания, избранными от Тамбовской области в 1993 году, а также Советом Федерации профсоюзов области, Аграрным Союзом области, Ассоциацией промышленных предприятий и Общественным объединением избирателей "Русь", имевшим "контрольный пакет" в Облдуме.
Отношения между исполнительной и представительной властями приняли характер жесткой конфронтации. Ситуацию для Бабенко осложнило и то, что его противники обнаружились внутри самой администрации. Исходя из итогов выборов 1993-1994 годов и считая Бабенко неспособным изменить ситуацию и настроения в области, Кудинова, возглавившая летом 1994 года местное отделение "Демократического выбора России", начала добиваться в Администрации Президента снятия Бабенко с должности и замены его на более сильную фигуру, способную противостоять влиянию коммунистов. Это вызвало обострение отношений внутри областной администрации, результатом чего стала отставка одного из "демократов" администрации А.Синельникова, а затем и самой Кудиновой. Последнее увольнение произошло с подачи коммунистов, развязавших кампанию по "разоблачению" якобы имевших место непорядков в областном Фонде социальной поддержки населения.
Воспользовавшись случаем и не дожидаясь решения контрольных органов, Бабенко 20 декабря 1994 года уволил Кудинову с негативной формулировкой. Впоследствии Контрольное управление при Президенте РФ в акте проверки указало, что увольнение Кудиновой было произведено без достаточных оснований.
Тем временем Областная Дума в декабре 1994 года приняла Устав области, где права главы администрации были сильно урезаны. В частности, он был лишен права утверждать или не утверждать принимаемые Думой нормативные акты. Этот документ вызвал недовольство Бабенко, который направил ходатайство в Конституционный Суд с просьбой о проверке соответствия Устава установленному в Конституции принципу разделения властей. В то же время, считая Устав незаконным, глава администрации занял половинчатую позицию, признавая принятые Думой без его утверждения акты действительными. Прием с использованием нормативных документов в целях ущемления исполнительной власти был опробован и в масштабах города Тамбова, где городская Дума также приняла "Временные правила", в соответствии с которыми мэр лишался значительной доли своих полномочий и мог в любой момент быть смещен решением представительного органа. Коваль, в отличие от Бабенко, занял более решительную позицию и отказался исполнять решения Думы до рассмотрени вопроса о законности действий депутатов судом. В итоге принятый городскими законодателями документ был признан недействительным и полгода работы Думы оказались безрезультатными.

СПОРЫ О ДАТЕ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ

Покончив с созданием законодательной базы, одобрив на заседании 16 января 1995 года закон о выборах главы администрации области, депутаты решили провести в жизнь давно лелеемую ими идею выборов губернатора.
27 января 1995 года на очередном заседаниии Тамбовская областная Дума приняла постановление о проведении выборов главы администрации области 28 мая 1995 года. При этом думцы заявили, что Бабенко с этим согласен. Одновременно Дума приняла решение о формировании областной избирательной комиссии, которая должна была стать головной на выборах главы администрации области и без которой выборы были бы невозможныю Семь кандидатур в указанную комиссию должна была делегировать администрация.
Однако вскоре Бабенко, не имевший никаких шансов на избрание, переменил фронт и начал борьбу за перенос выборов на более позднее время. Первым шагом в этой борьбе стал протест на решение Облдумы, принесеный областным прокурором Е.Таможником. Протест основывался на Указе Президента РФ от 3 октября 1994 года, которым Президент запретил выборы глав администраций областей до принятия федеральных законов по соответствующим вопросам. Пресс-служба Думы немедленно откликнулась на опубликование протеста, заявив, что публикация произведена "по требованию главы администрации" и что рассмотрение этого протеста есть внутреннее дело Думы. В заявлении было сказано о том, что Дума "решительно осуждает действия главы администрации", направленные на воспрепятствование проявлению воли народа.
Попытка саботировать решение Думы была предпринята и с другой стороны: администрация не направила в состав облизбиркома своих представителей. Были предприняты и увещевания: 6 февраля1995 года Бабенко направил в адрес Думы просьбу о переносе выборов.
Ситуация с выборами обсуждалась на заседании Думы 15 февраля 1995 года. На заседании, в частности, зачитывались одобрительные отзывы из палат Федерального Собрания на принятый Думой и оспариваемый Бабенко Устав области. После долгих дискуссий поименным голосованием было принято решение об отклонении протеста. Из 26 присутствовавших депутатов за отклонение проголосовали 18 депутатов, против - 8 (из них 6 глав местных администраций). В принятом постановлении протест был назван "необоснованным". Такое мнение основывалось на тезисе о прямом действии Конституции, где указано, что установление местной власти входит в компетенцию субъектов Федерации. Тут же депутаты подтвердили прежнее решение о назначении выборов на 28 мая 1995 года.
Были также утверждены 10 членов областного избиркома из выдвинутых трудовыми коллективами 23 кандидатур. Большинство из них представляло левую часть политического спектра, но, несмотря на отказ администрации официально представить свои кандидатуры членов комиссии, по устной просьбе представителя главы администрации в Облдуме, первого заместителя главы администрации области В.Соловья была принята выдвинутая организацией "Экономика и право" кандидатура доцента Тамбовского государственного технического университета Н.И.Воробьева (впоследствии - председатель комиссии). Вопрос об отсутствующих членах комиссии от администрации был разрешен очень просто - было отмечено, что комиссия правомочна принимать решения и в имеющемся составе. Тем не менее Дума предложила администрации представить необходимые кандидатуры "во исполнение Федерального закона" до 22 февраля 1995 года.
Вопрос о переносе выборов вновь был поставлен на следующем заседании Облдумы, состоявшемся 28 февраля 1995 года. Поводом стала полученная председателем Думы телеграмма Руководителя Администрации Президента Сергея Филатова с просьбой о переносе выборов со ссылкой на тот же Указ Президента, который фигурировал в протесте прокурора. Депутаты остались верны своей позиции, отклонив как телеграмму Филатова, так и просьбу Бабенко от 6 февраля как "необоснованную". Результатом депутатских прений стало обращение к Президенту Ельцину, где его как "гаранта Конституции" просили обеспечить проведение выборов в установленный Думой срок.
Дальнейшее развитие событий было, по-видимому, связано с переговорами, ведшимися за пределами области - в Кремле. Московское руководство, не желавшее создавать прецедента "самочинных выборов", пошло на уступки тамбовским левым, жаждавшим головы Бабенко. Последний в начале марта подал в отставку. Фактически полномочия главы администрации начал исполнять его первый заместитель Олег Бетин.

СМЕНА ВЛАСТИ

С начала марта область фактически осталась без руководителя. Различные политические силы предлагали разные пути преодоления возникшего положения - выборы или назначение нового главы администрации.
В поддержку решения Думы выступили антипрезидентские силы области. 10 марта 1995 года в "Тамбовской жизни" было опубликовано заявление ряда организаций о поддержке решения Думы о выборах губернатора. Его подписали представители местных отделений "Державы", РСДНП, РХДД, КПРФ, Русской партии, ДПР, ЛДПР, Движения "Русь" и Тамбовской городской организации КДП(ПНС).
Против проведения выборов высказался СДО и другие демократические организации. В демократических кругах обсуждались различные кандидатуры нового главы области: мэра Тамбова Валерия Коваля, главы администрации Тамбовского района Василия Семченко, председателя Комитета по управлению имуществом области Игоря Филатьева. Различные группы демократов, опираясь на связи в Москве, пытались провести свою кандидатуру.
Однако в Москве были скорее склонны вести переговоры с коммунистами и их союзниками, обладавшими реальной силой и грозившими выборами. Впрочем, эта угроза была скорее бутафорской - подписи для участия в выборах стали собирать почти исключительно аутсайдеры местной политической жизни. ЛДПР выдвинула военнослужащего Федора Широкова. Решил принять участие в выборах и экзотический персонаж местной политической сцены Вячеслав Чубарев, возглавлявший одно время местное отделение ПЭС, перешедший в ЛДПР, но потом опять вернувшийся в партию Борового. Он представлял себя как кандидата сразу трех организаций - прошлой - ЛДПР, нынешней - ПЭС и полумифического "Народного движения "Свобода". Под стать этим были и другие потенциальные кандидаты. Единственным серьезным кандидатом был директор Кирсановского завода стройматериалов Юрий Батуров, член АПР и депутат областной Думы, скорее поддерживавший администрацию. Представители же главных оппозиционных сил области - КПРФ и "Руси" - подписи не собирали, так как их лидеры вели переговоры в Москве и, видимо, были уверены в том, что выборы не состоятся.
Тем не менее, на заседании Думы 17 марта 1995 года все шло так, как будто выборы состоятся в намеченный срок: были утверждены представленные исполнительной властью в состав облизбиркома кандидатуры, утверждено положение о нем, была снижена норма явки для признания выборов действительными с 50 до 35 процентов избирателей. Можно думать, что согласованные с Москвой условия еще не были выполнены.
Только после Указа Президента РФ от 24 марта 1995 года, которым Бабенко был освобожден от занимаемой должности, а новым главой администрации был назначен Олег Бетин, депутаты отказались от намерения проводить выборы 25 мая.
7 апреля 1995 года Дума по инициативе своего председателя Рябова приняла решение о переносе выборов на конец года. Мотивировалось это тем, что в области в результате назначения, как говорилось в принятом постановлении, "по предложению Областной Думы", нового главы администрации сложились условия для совместной работы всех ветвей власти. Впрочем, на этом же заседании по инициативе секретаря ЦИК местного отделения КПРФ, депутата Михаила Косых в адрес администрации было зачитано письмо с очередными резкими обвинениями. В отношении же кандидатов, собиравших подписи, облизбиркому было рекомендовано принять подписи тех из них, которые успели собрать установленную норму до 7 апреля. Единственным кандидатом, сумевшим, это сделать оказался Юрий Батуров.
Если левые силы области были удовлетворены назначением Бетина, то для демократов это стало неприятным сюрпризом. В заявлении СДО по этому вопросу говорилось: "Состоявшееся назначение не есть простая смена руководителей. Политический смысл данного события заключается в том, что исполнительная власть в области полностью перешла в руки коммунистов" (это надо понимать не так, что главой администрации области стал коммунист, а в том смысле, что они приобрели решающее влияние даже в вопросах кадровой политики). В то же время указывалось на профессионализм Бетина, его политическую неангажированность и выражалась надежда на дальнейшее развитие реформ в области.

НОВЫЙ ГЛАВА И ПОЛИТИКА "УМИРОТВОРЕНИЯ"

Новый глава администрации Олег Бетин в годы своей работы заместителем Бабенко политически ничем себя не проявил, и поддержка коммунистами его кандидатуры объяснялась, помимо застарелой нелюбви к Бабенко, скорее "социальной близостью" нового главы администрации: инженер-химик по профессии, он некоторое время работал в партийных органах, был помощником первого секретаря обкома КПСС, первым секретарем Котовского горкома партии и в 1990 году даже был избран членом ЦК тогда еще "полозковской" КП РФ. Все это, впрочем, не помешало ему руководить экономикой области при "антикоммунисте" Бабенко.
Назначение Бетина привело к установлению давно не виданных на Тамбовщине идиллических отношений между ветвями власти. Депутаты Думы во главе с председателем, следуя негласному "мирному договору", не пытались вмешиваться в работу администрации, принимая законы, определяющие систему власти в области на всех уровнях. Демонстративно воздерживался от критики Бетина и лидер левых Рябов. В то же время оппозиция подчеркивала, что перемирие с администрацией - временное, до выборов.
Политику сотрудничества проводил и глава администрации. В газетах появились совместные приветствия руководителей представительной и исполнительной властей по случаю различных праздников, что было немыслимо при Бабенко. Сочувственные статьи о Бетине начала печатать контролировавшаяся коммунистами "Тамбовская жизнь".
Пожалуй, наиболее значительным шагом по этому пути стал отзыв направленного прежним главой администрации ходатайства в Конституционный Суд о рассмотрении конституционности Устава области. И это при том, что дело было почти выиграно - 14 марта 1995 года Конституционный суд принял определение, в котором признавалась необходимость доработки Устава и Думе предлагалось признать его недействующим до окончательного решения суда. После отзыва ходатайства Конституционный суд свое прежнее определение отменил и 14 апреля 1995 года дело закрыл. Такой поворот событий вызвал разочарование в демократических кругах и обвинения Бетина в "капитулянстве".
Недолгий период правления Бетина не был ознаменован какими-либо яркими событиями. Двумя излюбленными идеями главы администрации были строительство собственного нефтеперарабатывающего завода (следствие нефтяного кризиса в области зимой 1994/1995 годов) в поселке Никольском Мичуринского района и создание "собственного" банка администрации (также итог печального прошлого, когда в результате краха "Тамбовсоцбанка" администрация области потеряла 700 миллионов бюджетных рублей). Разработка первого проекта с участием ряда американских фирм была начата, для чего глава администрации совершил вояж в США.
Второе же начинание вызвало скандал. Когда Бетин предложил в качестве базового банка коммерческий банк "Котовсккредит", пресса не могла не вспомнить о том, что в прошлом он был первым секретарем Котовского горкома. Пошли слухи о некоем договоре о сотрудничестве между администрацией области и банком, согласно которому администрация обязывалась не только хранить в этом банке свои средства, но и обеспечить привлечение средств других бюджетных организаций. Возникли сомнения в надежности банка. "Тамбовская жизнь" опубликовала статью с анлизом баланса банка, в которой доказывалось, что "Котовсккредит" ведет сомнительные операции и хранение денег в нем небезопасно. Сообщалось также, что власти и предприятия самого Котовска наотрез отказались последовать совету главы администрации и хранить деньги в этом банке.
Наибольший резонанс вызвало принятое Бетиным 13 июня 1995 года постановление 300, которым назначались бюджетные пособия для выплаты при рождении второго и последующего ребенка. Согласно этому постановлению, в этом случае выплачивалась сумма в миллион рублей, причем половина денег выдавалась сразу, а вторая должна была быть переведена в пресловутый "Котовсккредит" и выплачиваться при достижении ребенком 18 лет.
Критики не без оснований увидели в этом постановлении форму беспроцентного долгосрочного государственного кредитования коммерческого банка или, во всяком случае, попытку создания своеобразного внебюджетного фонда администрации в "своем" банке.
Несмотря на "перемирие", наиболее радикальные оппозиционеры в Думе (А.Тишин,А.Мишин, Л.Конобеев) попытались на заседании 1 августа 1995 года вынести на рассмотрение вопрос об этом постановлении, однако Рябов даже отказался ставить этот вопрос в повестку дня, особо подчеркнув, что исполнительная власть действует в пределах своих полномочий.
Негласное перемирие, впрочем, касалось только лично главы администрации. В отношении же остатков демократов в администрации левая оппозиция была бескомпромиссна. Причем действовала она не только парламентскими методами. Была развернута кампания внутри физкультурного актива против считавшегося демократом председателя облспорткомитета В.Горелова, был принят запрос в областной Думе касательно начальника департамента образования области В.Баева. Однако особенно интенсивная кампания была развернута против председателя местной радиовещательной компании Валерия Смолеева. Оппозиционеры и ранее неоднократно высказывались против него, жалуясь на то, что им не предоставляется слово в тамбовском эфире. 5 июля 1995 года в "Тамбовской жизни" было опубликовано письмо ряда представителей оппозиционных партий с подобными обвинениями и требованиями отставки Смолеева. Соответствующее решение приняла на своем заседании и Областная Дума, обвинив Смолеева в отказе предоставить слово в эфире областным депутатам. Несмотря на ответные письма от имени телерадиокомпании и СДО в поддержку Смолеева, глава администрации в рамках общей тактики "умиротворения" коммунистов предпочел 8 сентября 1995 года заменить его на заведующего одним из отделов администрации области Владимира Пенькова, бывшего второго секретаря Тамбовского горкома КПСС.
Тем временем Областная Дума занималась разработкой системы местного самоуправления, причем направлявшие деятельность областного представительного органа коммунисты стремились создать нормативно-правовую базу, отвечающую их интересам. Наиболее значимой вехой стал принятый Областной Думой в окончательном чтении 23 июня 1995 года закон о местном самоуправлении, наиболее важным и скандальным пунктом которого стало положение о том, что глава местной администрации может быть избран на свою должность двумя путями - либо населением, либо представительным органом местного самоуправления. Последнюю возможность попытались использовать для снятия неугодных мэров ряд городских самоуправлений, в том числе и городская Дума Тамбова. Она приняла проект Устава города, где предусматривалось избрание мэра на сессии этого органа.
Мораторий на критику исполнительной власти Областной Думой не распространялся также и на центр. Так, на той же сессии Областной Думы было принято заявление о присоединении к решению о недоверии правительству, вынесенному Государственной Думой.
Характеризуя деятельность Бетина в политическом плане, следует отметить, что он начал свою деятельность в крайне невыгодной обстановке. Фактически неизвестный большинству жителей области, он должен был в течение достаточно небольшого срока до выборов, отведенного ему "перемирием" с оппозицией, попытаться перехватить инициативу в одном из самых депрессивных регионов страны. При этом на Бетине тяжким грузом висела причастность к непопулярной прошлой администрации Бабенко. Тем не менее Бетин пытался использовать свой единственный козырь - рычаги реальной власти. Бетин пытался создать себе имидж прагматика и центриста, заботящегося об интересах области.
Новый глава администрации изменил прежний, связанный с малоподвижным и малоконтактным Бабенко, стереотип поведения губернатора. В средствах массовой информации появились его многочисленные интервью, начали устраиваться многочисленные отраслевые совещания, поездки по области, бесчисленные аналоги прежних партхозактивов. Особое внимание Бетин обращал на сельскую аудиторию.
Единственный раз Бетин проявил политическую ангажированность в ходе добровольно-принудительной кампании по созданию местных ячеек движения "Наш дом - Россия". Отделение движения было создано в Тамбовской области 15 июля 1995 года на учредительной конференции, в президиуме которой находился и Бетин. Он вошел и в Федеральный Совет движения. В своем выступлении Бетин подчеркивал, что "НДР и правительство - не одно и то же". Как бы то ни было, учредительная конференция движения оказалась в деятельности Тамбовской организации самым ярким моментом.
Невыгодным для впечатления о деятельности Бетина стал и произошедший именно при нем крупнейший за всю историю области экологический инцидент - утечка фосгена из емкостей на тамбовском заводе "Пигмент", когда из-за трещины в резервуаре в атмосферу проникло 1,5 кубометра этого сильнейшего отравляющего вещества. Тамбов во время этого подвергся серьезной опасности, так как завод находится всего в 1,5 км от центра города.

ВЫБОРЫ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ 17 ДЕКАБРЯ 1995 ГОДА

Депутаты Областной Думы тем временем не оставляли надежды добиться выборов руководителя области. В этом им сочувствовал и новый глава администрации, направивший еще 30 мая 1995 года просьбу о назначении выборов в Москву. Депутаты приняли подобное ходатайство в виде обращения к президенту РФ 1 августа 1995 года, при этом днем выборов было назначено 17 декабря. До определенного момента разрешение на выборы получено не было и на заседании Думы 15 сентября 1995 года "в связи с отказом Президента РФ в просьбе Тульской областной Думы" и сообщением ЦИК, повторившим давно уже известные депутатам положения Указа Президента РФ от 3 октября 1994 года, выборы главы администрации были в очередной раз отменены. Зато депутаты объявили выборы в местные органы власти, получившие согласно принятому 23 июня 1995 года Закону о местном самоуправлении в Тамбовской области название советов народных депутатов, а также глав администрации города Моршанска и Петровского района.
К нечаянной радости депутатов, в ряду других областей, которым Указами Президента РФ в порядке исключения было разрешено провести выборы глав администрации, оказалась и Тамбовская область. 15 октября 1995 года Областная Дума приняла очередное, третье по счету решение о проведении выборов, изменив при этом в третий раз закон о выборах главы администрации.
В предвыборной гонке приняли серьезное участие четыре кандидата. Одним из них оказался Юрий Батуров, набравший необходимое число подписей еще весной и зарегистрированный облизбиркомом в качестве кандидата "за прежние заслуги". Еще двое представляли две основные конкурирующие в областном масштабе силы: "партию власти" (в условиях области - почти исключительно исполнительной) - О.Бетин и коммунно-патриотическую оппозицию - депутат Совета Федерации А.Рябов. Кандидат, наиболее колоритно проведший предвыборную гонку - второй депутат Совета Федерации от области Павел Горбунов, о котором стоит рассказать поподробнее.
Павел Горбунов - по профессии строитель, в 1990-1992 годах возглавлял Тамбовский горисполком, был освобожден от должности в связи с ее ликвидацией (его место занял нынешний мэр Коваль). Одновременно был депутатом РФ, входил во фракцию "Коммунисты России". После отставки возглавил крупную строительную фирму. На выборах в Совет Федерации выступал как представитель объединения "Русь" в паре с Рябовым и был избран. В Совете Федерации вошел в партийную группу коммунистов. В отличие от более спокойного и взвешенного поведения Рябова, Горбунов отличался некоторым буйством характера и большими амбициями. Как руководитель крупной фирмы, был приглашен Бетиным и вошел в состав Совета местного отделения НДР, что вызвало специальное "сожаление" в постановлении пленума местной организации КПРФ. Впоследствии Горбунов давал различные объяснения своему поступку. По одной версии, он вошел в НДР исключительно по просьбе Бетина, чтобы тот смог отчитаться в центре и область была бы на хорошем счету в правительстве. Другая версия: "Мое вступление в Тамбовское отделение "Нашего дома - Россия" обусловлено тем, что это движение является своеобразным клубом, куда вошел директорско-административный корпус области, т.е. люди, которые призваны и фактически при любом раскладе политических сил будут организовывать и осуществлять экономическое возрождение Тамбовщины. Вступление в "Наш дом - Россия" - мое частное дело, продиктованное частными соображениями директора крупной строительной фирмы". По третьей версии, ему просто понравилась программа движения. Ближе к выборам Горбунов все более и более дистанцировался от НДР. Называет себя беспартийным коммунистом и коммунистом-прагматиком. Несмотря на разницу в политических воззрениях, положительно отзывается о деятельности своего преемника на посту мэра Тамбова Коваля.
Не обладающий материальными и властными ресурсами Бетина и жесткой партийной организацией КПРФ, работавшей на Рябова, Горбунов пытался компенсировать это активной и напористой предвыборной кампанией. Им была также предпринята попытка провести сотрудника своей фирмы, депутата Областной Думы от "Руси" А.Мишина в Государственную Думу РФ. Попытка самостоятельной политической игры вызвала конфликт с прежними товарищами из "Руси", сопровождавшийся многочисленными взаимными обвинениями и газетной полемикой. В ответ на обвинения коммунистов в связи с "антинародным" НДР и справкой о том, что, вопреки официальным данным, Горбунов "никогда не стоял на учете ни в одной организации КПРФ", он обвинил местную организацию КПРФ в том, что она узурпировала власть в "Руси" и заставляет всех ее членов поддерживать "назначенных из Москвы" (т.е. утвержденных съездом КПРФ) кандидатов по одномандатным округам, отказывая в то же время в помощи в сборе подписей другим членам "Руси". В ответ на другое обвинение Горбунов ответил: "Я действительно называю себя коммунистом, но никогда и нигде не называл себя членом КПРФ".
Интересные вещи происходили и в стане "партии власти". Совершенно неожиданно доверенное лицо Бетина, директор одного из совхозов области Петр Сапелкин, видимо, приняв близко к сердцу "разборки" по поводу принадлежности к НДР в противоположном лагере, в статье в "Тамбовской жизни" начал доказывать, что Бетин, в отличие от того же Горбунова, никакого отношения к НДР не имеет, и в эту "антинародную" организацию его записали без его согласия. Секретарь Тамбовского горкома КПРФ А.Клименко тут же ответил едкой репликой, напомнив, что видел и Бетина, и самого Сапелкина в президиуме собрания при учреждении местного отделения НДР. Добавим, что оба они - Бетин в качестве делегата, а Сапелкин как гость - участвовали во втором съезде движения, а глава администрации был к тому же избран членом федерального руководства движения.
Несмотря на подобного рода проколы, в целом Бетин построил свою кампанию весьма грамотно. Так, как по-видимому, и стоило ее вести в области, где господствующим общественным настроением является глубокий традиционализм. Поведение Бетина напоминало повадки первого секретаря в добрые старые времена - многочисленные встречи с населением и особенно с местным руководством. Особое внимание было уделено селу, и не зря. О поддержке губернатора, презрев союз с коммунистами, заявила местная организация АПР. Вполне в том же духе выглядело использование в кампании авторитета военных и церкви. Последнее вызвало весьма любопытную реакцию со стороны беспартийных коммунистов, коим положено быть научными атеистами - Рябов и Горбунов написали открытое письмо Алексию II с призывом укротить местного епископа и увещевать его отказаться от участия предвыборной кампании. В целом Бетин стремился сформировать имидж центриста и прагматика, который может объединить область для разрешения стоящих перед ней проблем. Не диссонировали с этим и политические высказывания главы администрации. Так, он выступил против немедленного введения частной собственности на землю, считая необходимым "переходный период" на срок в 7-8 лет.
Противники партии власти в ходе кампании отказались от прежнего перемирия и припомнили Бетину все грехи, о которых ранее молчали - обвинили его в том, что он кабинетный химик, а, кроме того, причастен к антинародной политике Бабенко. В то же время, некоторые коммунисты, в том числе руководители ряда предприятий и даже депутат областной Думы В.Герасин высказались в его поддержку. Это было воспринято А.Рябовым как весьма неприятный симптом, и в ряде своих выступлений он начал готовить моральное оправдание возможному проигрышу. Кандидат заявил о том, что расценивает выдвижение своей кандидатуры как пример сплочения всех левых и патриотических сил. Он также, ссылаясь на наличие у нынешней власти значительных финансовых и административных ресурсов, сказал: "У нас мало шансов на победу". Как представляется, председатель областной Думы лукавил, и в его распоряжении тоже было немало возможностей. Любопытно, что главная газета области публиковала хронику поездок и выступлений Бетина и Рябова на паритетных началах, так что можно было думать, учитывая весьма застойный характер области, что в ней наличествует сразу два первых секретаря.
Итоги выборов показали, что, хотя Бетин довольно успешно провел кампнаию, он все-таки не смог добиться окончательного перелома настроений населения области. В первом туре Бетин ненамного опередил своего основного соперника Рябова. При явке избирателей более 68% губернатор набрал 41,9%, а его конкурент - 36,8%. В недельном промежутке между турами особых событий не произошло. В поддержку Бетина высказался один из неудачников первого тура Ю.Батуров. Вдохновленный поздравительной телеграммой Г.Зюганова и очередным заявлением о его поддержке обкомом КПРФ Рябов усиливал в своей агитации оппозиционные мотивы, выражая "большое удовлетворение от одержанной победы Компартии РФ". Претендент на губернаторское кресло обращался к потенциальным избирателям со следующими обличениями: "Сегодня легко и сытно лишь "домушникам" и мафиози, коррумпированному сословию, поэтому они стоят насмерть за сохранение нынешнего антинародного режима, ведущего страну к краху".
Во втором туре число избирателей, пришедших на избирательные участки заметно сократилось - в выборах участвовало 509731 жителей области из общего числа 966421 (52,74%). По всей видимости, к урнам не пришли те, кто в первом туре поддержал Бетина, так как абсолютное число проглосовавших за него даже сократилось, таковых оказалось 221656 (43,48%) или почти на 60 тысяч меньше. Рябов же, получивший 268221 голосов (52,62%), прибавил чуть менее 25 тысяч. Против обоих кандидатов во втором туре проголосовали 11123 избирателя (2,18%).
Уже 27 декабря 1995 года новый глава администрации области вступил в должность. Помимо "протокольных" поздравлений от имени Президента РФ Б.Ельцина и председателя Совета Федерации В.Шумейко, Рябов получил сердечные приветствия от тогдашних руководителей аграрного блока правительства А.Заверюхи и А.Назарчука, а также от лидера народных патриотов Г.Зюганов и ЦК КПРФ.


РЯБОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Глава администрации Тамбовской области

Родился 15 октября 1936 года в Донецкой области в семье крестьян. Русский. Образование высшее. Был членом КПСС. Состоял в КПРФ, но после избрания председателем областной Думы в 1994 году числился беспартийным.
Работал колхозным зоотехником в Курской области, затем был переведен в Тамбов на комсомольскую и партийную работу. С 1985 года по август 1991 года был председателем Тамбовского облисполкома. После августовских событий 1991 года был отстранен от должности указом Президента РСФСР. Сразу после этого был избран председателем Тамбовского облсовета. 4 марта 1990 года был избран народным депутатом РСФСР по Уваровскому территориальному округу 695. Входил в состав фракции "Коммунисты России".
В октябре 1993 года оказывал помощь защитникам Белого Дома и выступал против Президента РФ Б.Ельцина. В конце октября деятельность Тамбовского облсовета была прекращена администрацией области.
12 декабря 1993 года был избран депутатом Совета Федерации по Тамбовскому округу N68, получив 31,07% голосов избирателей (первое место в двухмандатном округе). На выборах выступал как кандидат местного избирательного объединения коммуно-патриотического толка "Русь". Являлся членом Комитета СФ по вопросам безопасности и обороны и бессменным председателем Счетной комиссии. 27 марта 1994 года был избран депутатом областной Думы от избирательного объединения "Русь". 23 апреля 1994 года стал председателем Тамбовской областной Думы.
24 декабря 1995 года во втором туре избран главой администрации области, опередив прежнего главу Олега Бетина.
Сторонник "мягких" реформ в виде постепенного регулированного перехода к рынку под контролем государства с опорой на товаропроизводителей. Выступает против "шоковой терапии", за государственное регулирование инфляции и безработицы, прекращение "обвальной приватизации". Считает необходимым финансово поддерживать колхозы и совхозы за счет государства. Сторонник многоукладной экономики, противник неограниченной купли-продажи земли ("земля должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает"). Выступает за бесплатную передачу земли в вечное пользование, бесплатную медицину и жилье.
С января 1996 года входит в состав Совета Федерации по должности. Председатель Комитета по вопросам безопасности и обороны и председатель Счетной комиссии.
Женат, имеет двоих детей.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВОГО ГУБЕРНАТОРА

Избрание главой администрации области Рябова в условиях триумфа соплеменных ему коммунистов в центре и области на парламентских выборах было воспринято как первая ласточка грядущего победоносного шествия советской власти. Такой исход выборов вызвал довольно нервную реакцию в Москве. В январе 1996 года новоизбранный глава администрации удостоился серьезного предупреждения со стороны заместителя начальника Управления Администрации Президента РФ по работе с территориями Сергея Самойлова, уведомившего главу Тамбовской области, что в случае, если тот будет предпринимать какие-то слишком самостоятельные шаги, область вполне может попасть в "черный список". Хотя эти первые сложности были более или менее преодолены в ходе встречи Рябова с Ельциным 29 января 1996 года, отношения с Москвой все же предстояло налаживать заново .
Приход к власти нового главы области закрепил возвращение "большого стиля" застойных времен, начавшееся с избирательной кампании Бетина. Те же обширные информационные сообщения о визитах и встречах в лояльной "Тамбовской жизни", многочисленные награждения почетными грамотами и, как заключительный аккорд, организация и личное участие в субботнике, приуроченным все к той же славной дате (проводился в два приема - 20 и 27 апреля).
Тем временем областные органы власти затронули неизбежные перемены. Рябов не устроил большой перетряски кадров, приведя с собой из Думы нового руководителя аппарата администрации А.Чебушева, до того занимавшего должность руководителя аппарата Думы, а также бывшего заместителем председателя Думы члена КПРФ Юрия Гуркина, который стал заместителем главы администрации области по управлению и социальным вопросам. Был назначен также новый первый заместитель главы администрации области, которым стал Юрий Блохин. В сформированную в начале марта 1996 года коллегию администрации области, председателем которой стал А.Рябов, а секретарем - А.Чебушев, вошли заместители главы администрации Ю.Блохин, Ю.Гуркин, Н.Пономарев, А.Смирнов и И.Щеглов, начальник финансового управления области Л.Антоненко, а также главы администраций Тамбова В.Коваль и Никифоровского района В.Чуканов. Все это сопровождалось параллельным десятипроцентным сокращением численности аппарата администрации.
Еще одним существенным изменением в руководстве области стала добровольная отставка председателя областного Комитета по управлению госимуществом И.Филатьева, состоявшаяся в конце января 1996 года. По всей видимости, последний из демократических могикан усомнился в возможности сработаться с новым главой администрации.
Помимо перемен в составе областной администрации определенные изменения произошли и на местном уровне: 17 декабря 1995 года в общем потоке выборов были избраны 480 депутатов райсоветов и 2525 депутатов сельсоветов. В январе новые органы провели свои первые организационные сессии. Любопытно, что двое из избранных в райсоветы глав администраций предпочли избрание председателями этих органов продолжению работы на ниве исполнительной власти. Такой поворот событий может являться свидетельством тенденции к перераспределению власти между местными органами власти.
Опыт восстановления советской власти был признан удачным, а потому 26 января областная Дума приняла закон о назначении выборов в городские советы 16 июня 1996 года. На тот же срок были назначены выборы глав администраций. полномочия которых к тому времени истекали (впоследствии дата выборов была перенесена на декабрь 1996 года). В тот же день было принято еще два важных решения. Во-первых, был рассмотрен кадровый вопрос. Лишившаяся своего председателя, возглавившего областную исполнительную власть, Дума избрала нового. Им стал бывший заместитель Рябова Владимир Карев, получивший 21 голос в свою поддержку против 6 у его соперника С.Филимонова.
Избрание Карева стало результатом единства левого большинства Думы. Но уже при решении вопроса об избрании заместителей на следующей февральской сессси большинство раскололось. Из трех предложенных на две должности новым председателем кандидатур (Л.Конобеев, А.Мишин, Т.Сажнева) ни одна не получила требуемого количества голосов, и только в апреле удалось избрать одного заместителя, которым стал Евгений Семенов. Отсутствие единства в рядах большинства сказалось и при обсуждениии второго важнейшего решения январской сессии областной Думы - о продлении полномочий Думы до декабря 1997 года. Несмотря на протесты депутатов-членов КПРФ, такое решение было принято.
Против продления полномочий высказались большинство политических организаций области самой различной ориентации. Подобное обращение было опубликовано от имени обкома КПРФ и коммунистов-членов Думы, такое же решение приняло леворадикальное движение "Отечество". Обжаловать решение депутатов в суде намеревались местные организации ДВР, ДПР, "Державы", ПСТ, РСДНП, РХДД, СДПР, ПРЕС и др. Несмотря на такое давление, сессия Думы, состоявшаяся 29 марта 1996 года, оставила в силе прежнее решение (за его отмену проголосовали 11 из 23 принимавших участие в заседании депутатов).
Потеря контроля над Думой со стороны коммунистов отразилась, впрочем, только на организационных, а не на идеологически ориентированных вопросах. Так, на заседании Думы 24 мая 1996 года инициатива лидера коммунистов области М.Косых о создании рабочей группы по проверке законности проведения в области приватизации получила поддержку депутатов.
Таким образом, ситуация в области после избрания главой администрации А.Рябова начала приобретать стабильность.Полный контроль левых над органами власти областного и местного уровней дополнялся моральной поддержкой со стороны большинства политических организаций области. В "условиях полного перехода власти в области в руки коммунистов и занятия представителем Президента РФ позиции невмешательства" о своей оппозиции новому руководству заявил лишь СДО. Островком вольнодумства оставалась также тамбовская мэрия во главе с В.Ковалем, но ему вполне хватало конфликтов с городским Советом.
Но, несмотря на кажущееся благополучие, перед Рябовым возникали две существенные проблемы. Первая - отношения с центром. Как уже было сказано выше, в федеральном руководстве победу Рябова восприняли весьма болезненно. Дополнительные сложности создавал усиленно культивировавшийся в центральной прессе образ области как "коммунистического заповедника". Хорошей иллюстрацией этого тезиса являлась патологическая активность Тамбовской Думы (горсовета), усиленно занимавшегося восстановлением прошлого - переименованием себя в горсовет, вывешиванием красного знамени над своей резиденцией, созданием серпасто-молоткастой символики города и т.п. Еще одним штрихом для формирования имиджа области стала серия статей в "Известиях" о взаимоотношениях местных правоохранительных органов и демократов. Газета обвинила руководство областного УВД в преследовании тамбовских демократов, приводя в качестве доказательства арест бывшего главы областного ведомства приватизации И.Филатьева по обвинению в получении взятки за нарушение правил приватизации прачечной в далеком 1994 году, арест по надуманному обвинению любовницы одного из демократических кандидатов на выборах в Государственную Думу РФ, оправданной судом, и т.д. В одной из статей приводилась также фраза начальника управления по борьбе с экономической преступностью УВД области В.Джураева, по инициативе которого производились аресты: "Я бы всех демократов пересажал".
Взаимоотношения с центром могли еще более осложниться в ходе президентской кампании, если бы А.Рябов занял ту же определенно левую позицию, что и в предыдущих избирательных кампаниях. В условиях глубокой дотационности областного бюджета это могло бы привести к полному краху тамбовской экономики. Потому глава администрации Тамбовской области в ходе выборов занял нейтральную позицию, не оказывая видимой поддержки ни одному из кандидатов.Созданный при администрации области штаб по обеспечению подготовки и проведения выборов во главе с заместителем Рябова, членом КПРФ Ю.Гуркиным, по мнению местных наблюдателей, работал, скорее, в пользу действующего Президента. После победы Ельцина во втором туре, когда со стороны победивших в федеральном масштабе демократов начали звучать слова о том, что в этих условиях Рябову стоило бы подумать об отставке, в поддерживающей губернатора "Тамбовской жизни" в качестве алиби была напечатана телеграмма тогдашнего Руководителя Администрации Президента РФ Н.Егорова, в которой подчеркивался личный вклад Рябова в обеспечение высокой явки жителей области и чуть ли ни в победу Ельцина.
Второй существенной проблемой нового главы администрации области стало то, что несмотря на все авансы и обещания, во время его правления ситуация не только не улучшилась, но скорее ухудшилась. Экономические показатели "пяти месяцев Рябова" активно использовали в своей агитации сторонники Б.Ельцина, иллюстрируя возможные последствия прихода кммунистов к власти в масштабах страны. Итогом стараний противников Рябова в области, среди которых самым активным был экс-губернатор Бетин, стал приезд в область с проверками ряда чиновников из Центра. Внешний выход конфликтная ситуация получила в выступлении главы администрации на расширенной коллегии областной администрации 3 июня 1996 года, когда он обрушился с резкими нападками на своего конкурента по областным выборам. Критике подверглась также работа по поддержке городской промышленности другого политического оппонента Рябова - мэра Тамбова.
Выходом из положения Рябов, по всей видимости, счел весьма популярный в административной среде метод изгнания "нерадивых" чиновников. Первые головы полетели после окончания выборов. "За ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, неспособность к дальнейшему руководству и управлению агропромышленным комплексом области в условиях экономической реформы, бесконтрольность и низкую требовательность к должностным лицам АПК" от своей должности был освобожден заместитель главы администрации, начальник областного управления сельского хозяйства Николай Пономарев. Следует отметить, что Пономарев занял свой пост в короткий период губернаторства О.Бетина, а потому не был для Рябова своим человеком. К тому же в условиях весьма заметной политической деятельности Бетина в ходе президентской кампании, Пономарев вполне мог восприниматься как "чужой среди своих". Таким образом, одной отставкой были решены сразу две проблемы. С примерно той же формулировкой, что и Пономарев, был отставлен глава Мордовского района А.Чернышов. Любопытным моментом в мотивировке постановления губернатора стала ссылка на мнение райсовета, что может свидетельствовать о реальном или декларируемом повышении роли местных представительных органов.
Параллельно развитию местной ситуации в 1995-1996 годах в области прошли две общефедеральные выборные кампании.
На думских выборах больше всего голосов получили КПРФ - 40.31%, ЛДПР - 12.14%, АПР - 5.49%, "Наш дом - Россия" - 5.02%. В одномандатных округах в Думу избраны А.А.Пономарев и Т.В.Плетнева (КПРФ), по федеральному списку КПРФ - М.Ф.Косых, по списку ЛДПР - Н.В.Кривельская.
Если парламентские выборы декабря 1995 года во многом остались на периферии общественного внимания, так как оно в гораздо большей степени было сосредоточено на выборах главы области, то президентская кампания стала главным событием политической жизни региона.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ ЛЕТА 1996 ГОДА

В отличие от выборов российского парламента, президентское дерби мобилизовало практически все политические силы области и до некоторой степени восстановило старые добрые времена противостояния коммунистов и демократов. Причем как бы воспроизводилась и прежняя диспозиция - коммунисты у власти, демократы в оппозиции. Впрочем, как уже говорилось, те коммунисты, которые оказались у реальной власти, держали нейтралитет по отношению к кандидатуре Б.Ельцина. Так что кампанию за обеих основных претендентов фактически вели в области две группы неформалов. Агитация за других кандидатов в области велась не столь бурно и носила скорее эпизодический характер. Характерным примером здесь может служить предвыборная работа агитаторов Явлинского, которые, приехав из Москвы (в области отсутствуют структуры "Яблока") для сбора подписей, пообещали заплатить определенную сумму за каждую из них, но получив требовавшееся количество, уехали не расплатившись. Из самих кандидатов область 5 мая 1996 года посетил лишь Святослав Федоров.
Руководителем областного штаба поддержки Б.Ельцина стал бывший начальник департамента образования областной администрации области В.Баев, в настоящее время являющийся сотрудником представительства Президента в области. В работе штаба приняли участие СДО, местные отделения НДР (В.Букатин), ДВР (лидер - Н.Глухов), "Демократической России" (А.Языков), ПРЕС (А.Синельников), Тамбовский союз казаков и ряд других организаций. Сторонникам действующего Президента предстояла нелегкая работа - по данным социологических опросов, рейтинг Б.Ельцина в марте составлял в области всего около 3%.
Особую активность в ходе кампании проявили мэр Тамбова Валерий Коваль и бывший губернатор Олег Бетин, занявший должность начальника управления Федерального казначейства по области и по совместительству возглавивший тамбовское отделение Социалистической партии России Ивана Рыбкина. Он же стал доверенным лицом Президента. Впервые за время пребывания в должности стал заметен и полномочный представитель Президента РФ в области Станислав Дроков. Несмотря на довольно неблагоприятное положение, в области было собрано 11 тысяч подписей в поддержку Б.Ельцина. К организационным успехам штаба можно отнести направление большого числа наблюдателей на избирательные участки области.
Завершающим аккордом по организации пропрезидентских сил стало проведение областной конференции реформаторских сил, в которой приняли участие руководитель ОДОП С.Филатов, депутат Государственной Думы РФ от фракции НДР, председатель Союза земледельцев России В.Башмачников, представитель Президента в области С.Дроков и глава администрации области А.Рябов. Вел конференцию В.Коваль. Среди выступавших были также В.Букатин, депутат Тамбовского горсовета В.Руделев, Э.Немцов и другие сторонники Б.Ельцина.
Усилия тамбовских сторонников Б.Ельцина были поддержаны федеральными властями. Весной область посетил ряд чиновников федерального уровня, в основном заместители министров, а также министр социальной защиты населения Л.Безлепкина. Беспрецедентным событием стал визит в область 13 мая 1996 года жены Президента РФ Наины Ельциной, широко освещавшийся средствами массовой информации федерального уровня. В программу визита, помимо прочего, входило посещение городской больницы имени епископа Луки и передача ей медикаментов и оборудования. Тем самым агитация строилась прежде всего в расчете на сентиментальные чувства жителей области.
Достаточно серьезные визитеры поддерживали и главного соперника действующего Президента РФ - непосредственно перед выборами область посетили доверенные лица Г.Зюганова председатель комитета Государственной Думы РФ по безопасности В.Илюхин (любопытно, что председателем аналогичного комитета верхней палаты является глава администрации Тамбовской области А.Рябов) и А.Руцкой.
Сторонники лидера коммунистов в области также создали свое объединение, получившее название Блок народно-патриотической оппозиции "За власть народа". В его состав вошли местные организации КПРФ, АПР, РХДД, "Державы", "Союза офицеров", Русской партии, местные движения "Русь" и "Отечество", обком профсоюза работников культуры, ветеранские, женские организации и др., всего более двадцати объединений. Председателем Координационного Совета блока стал доцент Тамбовского государственного университета А.Семьянинов. Помимо традиционных форм агитации коммунистов - пропаганде "от двери к двери", устройства собраний к праздничным датам советского периода, на сей раз митинги устраивались и как чисто предвыборные. Помимо КПРФ, особенно активны были члены местной организации РКСМ (лидер - студент Д.Крадинов). Доверенным лицом Г.Зюганова в области был лидер тамбовских коммунистов, депутат Государственной Думы РФ М.Косых, "дублера" лидера КПРФ Тулеева - заместитель председателя Тамбовского городского Совета В.Чанцев.
Оживило кампанию участие в ней местных сторонников В.Брынцалова, образовавших местное отделение Русской социалистической партии, председателем которого стал Николай Каратунов, председатель Тамбовского Союза по защите прав потребителей, лично знакомый с партийным вождем по совместной учебе в Новочеркасске.
Итоги первого тура не стали неожиданностью - преимущество Зюганова оказалось весьма солидным. Он заметно опередил главного соперника и в областном центре (Зюганов - 37%, Ельцин - 29,5%, Лебедь - 15%). В то же время сторонникам Ельцина удалось добиться локального успеха в Ленинском районе Тамбова, где Президент получил всего на 1,2% меньше голосов, чем лидер КПРФ. Последний отыгрался в Уваровском районе, где получил около 72% голосов избирателей. В целом по области результат Г.Зюганова - 53,00%, Ельцина - 21,21%, Лебедя - 11,88%, Жириновского - 6,18%, Явлинского - 4,69%.
Некоторая усталость после бурной кампании привела к определенному затишью между турами, нарушившемуся лишь визитом Ивана Рыбкина, который пошел по пути Н.Ельциной и привез с собой спонсоров для больницы имени епископа Луки.
Во втором туре область вновь продемонстрировала высокий уровень поддержки Зюганова, уступив по этому показателю только Орловской области. В то же время неплохим для условий Тамбовской области оказался и результат Ельцина. В областном центре показатели претендентов различались лишь на 2 процента - 47,9% у Зюганова против 45,91% у Ельцина. От 30 до 35% получил действующий Президент в городах Кирсанове, Котовске, Мичуринске, Рассказове и нескольких сельских районах.
Выборы в целом по области завершились со счетом 62,85:32,57 в пользу Зюганова.

Андрей Запеклый


ПАНОРАМА