КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ - ОТЕЦ ТРОИХ ДЕТЕЙ,
ОН ЖЕ - АРХИЕПИСКОП КАШИРСКИЙ,
ОН ЖЕ - БОЖЕСТВЕННЫЙ СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ
Сегодня мы являемся свидетелями и участниками реставрации тоталитаризма на уровне отдельных социальных групп. Наиболее яркими и социально опасными представителями которых является ряд современных сект, рядящихся в православные наряды. Можно говорить об их сходстве и отличиях от западных и псевдо-восточных сект - Муна, кришнаитов, etc. Однако, как отмечает Александр Дворкин, "они не просто проповедуют - им нужен контроль над вашим умом". Наиболее агрессивно ведут себя "рыцари" Пресвятой Богородицы и "истинно верующие". Их диктаторы скромно именуют себя "пророками". Строй их жизни напоминает Советскую Россию времен "военного коммунизма". Великая Литургия богородичников - это хорошо разработанная психодрама, быстро репрограммирующая сознание членов секты. Наше общество столкнулось с новым явлением - тоталитарными сектами. Каким должно быть наше отношение к ним?
Впервые "рыцари" Пресвятой Богородицы скандально громко заявили о себе в 1990 г., предприняв попытку захвата православного Успенского собора в Кашире. С тех пор их история представляется бесконечной цепью скандалов, захватов, клеветы, внутренних расколов. Богородичники не сомневаются в своей особой "избранности и посвященности". Но на самом деле сектанты представляют собой глубоко несчастных и одержимых людей, подвергшихся всесторонней и жесткой психологической обработке.
Одним из вождей этих "рыцарей" является "архиепископ" Лазарь Каширский, который любит также именовать себя митрополитом Лазарем Восточной небесной церкви Откровения Иоанна Богослова, а по паспорту является просто Константином Васильевым. Образование незаконченное высшее. Женат, имеет троих детей. Жена, инвалид II группы, теперь "митрополитша". (48 правило VI Вселенского Собора гласит: "Жена производимого в епископское достоинство предварительно по обоюдному согласию расходится со своим мужем и по рукоположении его вступает в монастырь далеко от обитания сего епископа созданный".)
Васильев был рукоположен в сан священника Русской Православной Церкви под Угличем, где ранее служил псаломщиком. Вскоре попал в конфликтную ситуацию и оказался за штатом. Васильев вынужден был вернуться в Москву и попытался возобновить прописку, но сумел прописаться только в городе Видное. Некоторое время был без "постоянного места работы". Священники близлежащих храмов, стремясь его поддержать, приглашали на службы и требы. Тем и перебивался, пока не выпросил в Московской епархии место для служения. В середине 1989 г. Васильев получил долгожданное назначение в Каширу настоятелем Успенского собора.
При первом общении батюшка Константин производил хорошее "православное" впечатление: человек неученый, простой, но "смиренный и духовный". Некоторые странности, открывавшиеся при близком знакомстве, казались для деревенского попа вполне простительными. Как проповедник и пастырь - ниже среднего, однако на всю округу славился своими "закатистыми" молебнами. Своей богословской необразованности не скрывает и ею не смущается. При этом его еретические высказывания кажутся скорее издевкой, чем действительным строем мысли. Учился заочно в Московской духовной семинарии, да не закончил.
"Благодатный" дар, который с некоторых пор открылся в Васильеве (в каждой бабке он без труда стал видеть ведьму) впоследствии определил его сугубую "специализацию"- изгнание бесов. Этим воспользовался основатель секты Божией Матери Преображающейся, Вениамин Яковлев (он же пророк и митрополит Иоанн Береславский). Так начиналась "проповедь" освобождения от современного мира - "цивилизации ведьм и маменькиных сынков". Богословская безграмотность и низкий культурный уровень Васильева оказались как нельзя более кстати.
В середине августа 1990 г. он направил послание митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, в котором заявил о выходе из Русской Православной Церкви. При "переходе" в Богородичный Центр он попытался захватить Успенский собор, в котором был настоятелем. Но община храма его не поддержала. Тем не менее вместе с московскими "рыцарями" Пресвятой Богородицы Васильев удерживал собор около трех месяцев и, убегая, не забыл прихватить из него все, что смог вынести со своими "бойцами". Эта скандальная попытка захвата храма стала одним из печальных эпизодов современной истории Русской Церкви.
Каноническое церковное решение в подобных случаях однозначно, и Константин Васильев был запрещен в служении в Православной Церкви. Но ересиарх объявляет себя архиереем Истинно-Православной (катакомбной) Церкви (ИПЦ) - епископом Каширским и Московским Лазарем. Представители ИПЦ выступают с многочисленными опровержениями, разъясняя, что Богородичный Центр не входит в состав Катакомбной Церкви и не уполномочен выступать от ее лица. Как самозванец Васильев был предан анафеме Архиерейским собором ИПЦ.
Ныне Константин Васильев придумал себе титул архиепископа Московского и всея России, но этого ему оказалось вскоре мало и, прикрываясь каким-то разбойничьим "собором" он назвал себя еще и блаженнейшим митрополитом Сибирским, хотя и без приходов. Но оказалось мало и этого - появляется новый титул: Божественный Судебный Исполнитель Откровения Иоанна Богослова, который "ставится впереди титула "Архиепископ" как имеющий большую духовную силу" (см. газету "Новый Град" N2, напечатанную, кстати, в типографии "Красный воин"). При этом Васильев смело предъявляет одну-единственную справку о хиротонии - во епископа Каширского и Тульского Украинской Автокефальной Церкви, каковая справка является явной фальшивкой.
Первая "мистерия" была разыграна Васильевым 6 октября 1991г.: Васильев с жиденьким "крестным ходом" изгоняет бесов из здания КГБ на Лубянке. Успех превзошел самые смелые ожидания - несколько дней спустя (дивное достижение неутомимого борца с бесовщиной!) союзный КГБ был расформирован.
После августовского путча требовал допустить его к Язову, утверждая, что имеет особую миссию "свыше" - привести маршала к покаянию.
Не брезговал писать кляузы в Министерство юстиции, утверждая, что ИПЦ - "это партия гомосексуалистов и лесбиянок". После безуспешных попыток помешать регистрации их московской епархии Константин Васильев выкрадывает архиерейский посох у правящего архиерея Московской епархии ИПЦ епископа Никона.
В начале 1992 г. Константин Васильев занимался экзорцизмом у Политехнического музея - изгонял бесов из припаркованных рядом автомобилей. Некоторое время был духовным кормчим "Русского национального единства", но после ряда разоблачительных материалов его вынудили уйти. Пишет особое пасхальное послание Транснациональной радикальной партии (1992г.).
Став одним из лидеров Богородичного центра наряду с Иоанном Береславским, Лазарь Каширский внезапно откалывается от богородичников. Вообще-то расколы - вещь для сект типичная, но в данном случае есть основания полагать, что раскол стал очередным политическим спектаклем Васильева. Затем он рукоположил себе второго епископа и ряд священников, плодя неканоническое "духовенство". Его последователи именуются теперь не "рыцарями", а "истинно верующими" - в отличие от всех прочих.
В настоящее время Васильев официально утверждает, что является духовным наследником патриарха Тихона и императора Николая II одновременно. Как наследник патриарха он требует Донской монастырь в Москве (почему не соборы Кремля?). Как законный наследник императора - 200 гектаров земли в Подмосковье и деньги на приобретение нескольких легковых автомобилей (почему не Зимний дворец?).
Тем временем в Кашире заметно активизировались "истинно верующие" миссионеры. Они не оставляют надежды получить назад Успенский собор. Но жало их психологической обработки направлено прежде всего на детей и подростков. Преимущественно на тех, чьи родители уже приватизировали квартиры. Расчет прост - добиться разделения лицевого счета и размена квартиры, которая, увы, будет принадлежать вовсе не сыну или дочери... Рыночная экономика в понимании сектантов.
Это не мешает Константину Васильеву считать себя неутомимым борцом за права человека и заслуженным деятелем правозащитного движения.
К сожалению, смешного в этой истории мало. Все это замешано на слезах и скорби. Ибо "рыцари" проповедуют ненависть к браку, презрение к родителям, учат сквернословию перед святыми иконами. Долго ли еще наше общество будет руководствоваться посткоммунистической мифологемой, что все, связанное с духовностью, - это здорово и все религии ведут к одной цели? Сегодня несостоятельность этой позиции очевидна не только историкам религии и богословам.
Наше общество вряд ли найдет выход из сложившейся ситуации в единой национальной религии. Но гораздо более опасен разъединенному обществу раскол по вероисповедному признаку. Я далек от мысли идеализировать Православие, но только оно еще способно стать реальной духовной силой, надполитической и сверхнациональной основой объединения общества.
С этой мыслью сейчас трудно согласиться, ибо заговор молчания, который сложился вокруг Русской Православной Церкви, представляет ее только политическим или социальным институтом. Такова политика средств массовой информации. О чем нам говорят? В глазах рябит от попов, освящающих биржи, офисы, самолеты и проч. Но разве это Православная Церковь? Попы в погонах, о которых монархисты и демократы ломают копья,- это тоже не Православие. Рассказы о свечках, праздниках и сбор денег на восстановление храмов давно стали общим местом и не вызывают никаких эмоций.
Церковь может и должна раскрыть свои духовные сокровища всем, готовым с благодарностью их принять. Я хочу стать совладельцем этих сокровищ. И для этого не нужна никакая реклама. Тоталитарные секты с их религиозным и культурным примитивизмом мне в этом не помогут. Но шутам никогда не позволялось калечить людей. Давайте вспомним об этом.