Корреспондент "Панорамы" Владимир ПРИБЫЛОВСКИЙ беседует с председателем Национал-социального союза, одним из бывших руководителей "Русского Национального единства" и бывшим членом НПФ "Память" Виктором ЯКУШЕВЫМ.
- В "Вестнике еврейской советской культуры" было опубликовано интервью с Вами под заглавием "Я - русский православный фашист". Прокомментируйте, пожалуйста, это заглавие.
- Сейчас я могу сказать только то, что я русский. Я не являюсь ни православным (в ортодоксальном понимании), ни фашистом (если понимать под этим термином практику Муссолини в Италии с 1922 по 1943 год). Иного фашизма человечество, в общем, не знало, а ярлык фашиста вешают каждому.
- Тогда, если можно, немного подробнее об отношении к ортодоксальному православию.
- Если вы имеете в виду мое вероисповедание, то в настоящее время христианство я не исповедую. К православию же я отношусь отрицательно. Как религия - это религия порочная, входящая в небытие. Как общественно-политическая данность - это консервативная сила, служащая правящей элите.
- Вернемся к фашизму. Кроме строго терминологического понимания, существует и другое, установившееся в советской официальной науке. Это фашизм, включающий в себя национал-социализм Гитлера.
- Вообще к фашизму относят многое из того, что происходило в Европе до Второй мировой войны. Здесь, однако, имеется один категориальный критерий - негативный. То есть, по-советски, фашизм - это нечто противостоящее коммунизму, либеральной демократии и так или иначе включающее элементы расового мышления. Но негативное определение фашизма - принципиально неверно, так как то, что пытаются назвать фашизмом, - это позитивное, и определить его можно лишь исходя из позитивных целей данного движения.
Какие цели я называю позитивными? Итальянский фашизм - это попытка найти, обрести третий путь. То есть не капитализм, не социализм (в его советском понимании), а нечто третье. Это попытка построить корпоративное государство. Я против корпоративного государства. А национал-социализм Адольфа Гитлера противоположен идеологии Муссолини. Это неудачная попытка создания "государства будущего", которое заняло бы господствующее положение в политической практике XXI века. Я бы назвал это предвоплощением.
- Какова программа вашей организации - Национал-социального союза?
- Россия никогда не станет западной державой, хотя и к развивающимся не примкнет. Национал-социальный Союз пытается дать России такую доктрину, которая поможет ей обрести динамическое равновесие с Западом. А динамическое равновесие предполагает внутреннюю стабильность, не противоречащую движению, то есть стабильность, предусматривающую прогресс.
Внутренним источником развития может стать лишь национальная энергия, причем национальная не в плане нации в понимании Достоевского (если ты не православный, значит ты не русский), а в плане нации как исторического проявления расы. Я имею в виду индоевропейскую или арийскую расу. То есть расовое сознание - это источник энергии, которая развивает общество, а социальная программа - это то, что обеспечивает стабильность, устойчивость и предотвращает возникновение как анархии, так и тоталитаризма.
- А как вы смотрите на собственность?
- Надо стремиться к повышению эффективности производства и, исходя из этой цели, рассматривать те или иные варианты собственности. Конечно, необходима и частная собственность.
- Сейчас в России, по-моему, очевидна неэффективность государственной собственности...
- Просто правящая элита (все то, что называют "высшим эшелоном" - и в политике, и в культуре, и в науке) не способна к управлению государством. Вопрос о собственности на самом деле вторичен по отношению к вопросу о формировании государственной элиты.
- Здесь я нахожу некоторое сходство со взглядами полковника Алксниса...
- К Алкснису я отношусь отрицательно. Почему? Алкснис - это отчаянная попытка старой правящей элиты обрести в своих рядах некоего лидера, который смог бы сфокусировать на себе объективные чаяния нации. Нация жаждет порядка, стабильности, какой-то консолидирующей идеи, определенного прагматизма. Вот правящая элита и нашла какого-то Алксниса, некоего "правого" Ельцина. И смотрится этот Алкснис довольно жалко.
- Как ваша организация смотрит на будущее этого государства, ну, скажем, территориально? Какими окраинами вы готовы поступиться?
- Разумеется, это Средняя Азия. Прибалтика? Нет, конечно, ведь Прибалтика - это тот социальный и экономический локомотив, который должен повести за собой государство, стать во главе прогресса.
- Не кажется ли вам, что этот локомотив будет трудно удержать?
- В рам ках советской системы - конечно. Но вообще там нет оснований для собственно национального сепаратизма. Там сепаратизм социально -экономический.
- Каков, по-вашему, путь к новому государству?
- Мы должны тем, кто считает себя элитой, доказать свою дееспособность в качестве политиков, и таким образом обрести их поддержку. А выборы лишь закрепят юридически наш внутренний как бы статус. Но путь, конечно, один - конституционный, не танки же! Да танки и не решат ничего, смешно.
- Команда Баркашова (группа "Русское Национальное Единство") в своем последнем документе призывает армию "взять власть в свои руки"...
- Призыв группы Баркашова я расцениваю как гнусную провокацию, имеющую целью скомпрометировать армию, правоохранительные органы, которые якобы стоят за этой командой, - никто за ней не стоит. Это и попытка скомпрометировать национальную идею. Там содержатся, кроме того, практически открытые призывы к свержению конституционного строя. Это вообще просто недопустимо, я бы за это просто осудил. Это провокация.
- Ваш политический идеал?
- Идеал из древнего мира - создатель спартанских законов Ликург. Средние века - Чингиc-хан, и новейшего времени - Адольф Гитлер.
- Ваше видение современного положения и расстановки сил в стране?
- Пока прослеживается два основных лагеря: так называемые патриоты и демократы. Но всерьез надо рассматривать коммунистов (центр), и демократов. По сути они одно и то же - по образу, по типу мышления, по уровню. Но демократы в борьбе за власть пользуются в демагогических целях более прогрессивными идеями. Это, скорее, борьба Бухарина и Сталина, борьба внутри одного лагеря. А патриоты - это вообще не сила, так... Самый лучший патриот, я считаю - Осташвили*: он человек, реально дееспособный, он способен кричать на улице. Все остальные - это отвратительный антисемитизм, бредни насчет сионо-масонства. Советский патриотизм лично мне омерзительнее, чем грязное местечковое еврейство из рассказов Шелом-Алейхема.
- Сейчас в среде патриотов происходит отказ от коммунизма, от советизма...
- Это делает их еще более уродливыми, православный монархизм еще более ублюдочен, чем большевизм. В принципе это проявление садо-мазохистского комплекса - они пытаются терзать сами себя. Это уродство, психопатология, дело психиатров - разбираться с патриотизмом. Но те, кто инспирировал патриотизм, - глубоко просчитались, потому что в недрах патриотизма зародилось нечто другое и стало внутреенне самостоятельным: я имею ввиду НСС и другие родственные движения.
Замечательно что у патриотов (а я, по их мнению, еврей, да еще по матери, - то есть талмудический еврей, даже чуть ли не обрезанный, сионист), так вот, у патриотов не находится никого, кто бы мог сформулировать их собственные взгляды; стадо, просто стадо унтерменшей. С кастовой точки зрения они чандалы, это четвертая каста, каста рабов-слуг, а с психологической точки зрения они просто не имеют воли, которая помогла бы им действовать.
- Какие политические образования кроме НСС вы считаете перспективными?
- КГБ - самое перспективное политическое образование, поскольку все организации, кроме НСС с ним так или иначе связаны.
- А конкретно? - я сейчас назову некоторых. Ну вот, команда Дим Димыча...**
- Ну, это провославные монархисты, сумасшедшие.
- Команда Николая Лысенко в Ленинграде?
- Серьезное движение, но это проявление активности НТС.*** Частично НТС, частично Ленинградского управления...**** Вот так. Это по нашим данным.
- А Осипов из Союза христианского возрождения?
- Просто сумасшедший. Еще хуже, чем Васильев. Тоже НТС его подпи- тывает немножко, ксерокс прислало, денежек, все такое.
- РХДД, Аксючиц?
- Ну, я не знаю, кого он хочет обрести в качестве социальной базы. А вообще христианское движение не имеет никаких перспектив в России. Достаточно сопоставить цифры посещаемости церквей в пик интереса - в 88-89 годах - и сейчас. Я имею ввиду социально активные круги населения. Спад, очевидный спад.
- А какая-нибудь религиозная доктрина может помочь русскому национальному движению?
- Конечно, конечно. Немыслимо национальное движение без религиозной доктрины. Мне кажется, что это возрождение ведического мировоззрения, авестийского мировоззрения, ведической и авестийской традиции с учетом их преломления в русской национальной традиции. То, что христиане называли язычеством. Это уничижительно; язычник - это гой, если переводить. На самом деле это преломление ведической традиции сквозь народные обычаи, и это надо возрождать. Это мировоззрение единства, понимаемого как движение, и мировоззрение действия, созидания. А христианство - это мировоззрение разрушения, паразитизма.
- В России были теоретики, которые пытались развить эту идею?
- Они были, но в тайне. В России существовала хорошая традиция - ведь на деньгах Временного правительства была свастика, это не случайно. А теоретики в Западной Европе - это Чемберлен, германец английского происхождения. Частично это пытался делать Розенберг, но у него ничего не получилось: "Миф ХХ века" - это уже не то, неудачная попытка компромисса.
- Все-таки о пути. Вот будут перевыборы парламента, через год или через три года...
- Да, конечно, мы не захватим парламент, не обретем там даже относительного большинства. Но участвовать в них обязательно будем. Тут вот любопытный факт: у Муссолини в 19-ом году был 51 человек, а в 22-м году, он, как известно, совершил поход на Рим.
- По моим данным у вас сейчас человек 80.
- Да, 80 человек, и они структурированы, платят взносы, знают свои обязанности.
- Маленькое уточнение: НСС создан 9 ноября, в годовщину "Пивного путча"?
- 9 ноября, да, это годовщина выступления нацистов в Мюнхене.
- Чтоб не казалось странным отсутствие этого вопроса, буквально в двух словах: отношение к еврейскому вопросу, к антисемитизму.
- К антисемитизму отношение негативное. Россия - страна, в которой шла борьба за господство между разными этническими группами. С конца XIX века в это включились и евреи. Но еврейство, очевидно, не справилось с этой задачей. Оно было вовлечено какими-то мировыми силами в борьбу за господство в России, кто-то его использовал, мировое еврейство, но оно ни к чему не смогло прийти и сейчас, к сожалению, терпит фиаско.
- К сожалению?
- Ну как, к сожалению... Это был хоть какой-то стабилизирующий фактор. Можно хоть как-то пытаться расчитать его поведение, в отличие от других. Они даже не чандалы, эти евреи, просто - несчастные существа... С расовой точки зрения это совершенно нечто иное, совершенно иная цивилизация. И вообще, еврейский вопрос - он уже не зависит от нас. Судьба еврейства не только в России, но и в мире, зависит от наступления новой эры, нового цикла; оно так или иначе сходит с исторической сцены в том виде, в котором оно было две с половиной тысячи лет. Дееспособная часть еврейства покинула Россию, здесь осталось несколько наблюдателей.
Антисемитизм мы осуждаем, сионизм как обретение еврейской государственности - поддерживаем.
- Мне говорили, что Вы были одним из первых организаторов фашистской демонстрации у Московской синагоги чуть ли не в 79-м году. Легенд много на этот счет. Что там происходило?
- В 80-м. Это была не демонстрация, а просто проявление интереса русских людей к еврейству. Тогда все это было внове, был какой-то еврейский праздник, мы пришли посмотреть на все это, нас было человек десять - двенадцать.
- А в чем вы были одеты?
- Некоторые были в черных сапогах и в черных брюках - но не все, денег просто не было. Демонстрация - это слишком громко. Мы посмотрели, на нас посмотрели...
- А почему это вошло в анналы еврейского движения в СССР как фашистская демонстрация?
- Евреи, - они же не могут существовать без господ. А кто такой господин евреев? - нацист, тот, кого они должны любить, слушаться и уважать. Их учителя в течение двух с половиной тысяч лет кто были? - нацисты. Вот они и почувствовали радость обретения - ведь хозяин есть хозяин. Сейчас это кто: Ельцин? Горбачев? Буш? Шамир? - кто, где он? А тогда вдруг р-раз - черные сапоги, черная форма, веселый взгляд голубых глаз - вот они, наши учителя! И если бы нам проявить заботу, заботу в сочетании со строгостью, то, может быть... Впрочем, к сожалению, это невозможно, так как еврейство распадается и исчезает. Но тогда я этого не знал, тогда просто любопытно было.
- Ваша команда тогда как-нибудь называлась?
- Нет, никак. Слухов много сейчас, будто существовали чуть ли не в Университете фашистские организации - но ни организации, ни названия, ни структуры, ничего не было. Так просто, читали книги о Германии, о современном неофашизме...
Кстати, я учился в еврейской школе, во 2-й физико-математической, там 80% евреев было. В 79-м году там был еврейский погром. Мы учились тогда в девятом классе, школа эта была ярко выраженной антисоветской направленности, и нас под предлогом ремонта здания перевели в ближайшую общеобразовательную школу. Местные нас сразу встретили: а-а, математики, шибко умные, еврейские морды... А если в рыло?! Ну, и кое-кому досталось в рыло. Так и получилось, что я подвергся избиению в качестве еврея, лица еврейской национальности - спутали меня...
Так что еврейство должно помочь Национал-социальному союзу, так как его руководитель - жертва погрома.
____________________
* Интервью взято до убийства К.В.Смирнова-Осташвили в апреле 1991 года в Тверской зоне.
** Имеется в виду Д.Д.Васильев, лидер Национально-Патриотического фронта "Память".
*** Оставим это утверждение, как, впрочем, и все остальные на совести интервьюируемого.
**** Намек на Управление КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области.
ЯКУШЕВ Виктор Михайлович
Начинающий идеолог русского фашизма, председатель Национал-социального союза (НСС).
Родился в 1967 году в Москве. По образованию экономист, преподаватель политэкономии. Окончил Московский государственный университет им.Ломоносова. Считает своей основной профессией коммерцию. Членом КПСС не был.
В 1989-90 гг. состоял в Национально-Патриотическом фронте "ПАМЯТЬ" - у Филимонова, в конце 1989 года основал группу "III Рим", был редактором и основным автором первого номера одноименной газеты. Потом недолгое время был в "Памяти" у Васильева. По некоторым сведениям, именно Якушев - настоящий автор прогремевшего филимоновского "МАНИФЕСТА НПФ "ПАМЯТЬ", в котором некоторые пункты были прямо переписаны из Программы гитлеровской Национал-социалистической рабочей партии - что и было продемонстрировано в газете "Советский цирк" летом 1989 года председателем Антифашистского центра Евгением Прошечкиным.
Из "Памяти" Филимонова был изгнан за "сребролюбие" - торговлю на Пушкинской площади "Манифестом", который полагалось раздавать бесплатно. Раскол с группой "III Рим" также был вызван финансовыми причинами. (По другой версии, Филимонов изгнал Якушева из "Памяти", будто бы убедившись - во время совместной помывки в бане - в том, что Якушев - обрезанный).
В сентябре 1990 года вместе с Александром Баркашовым создал организацию "Национальное единство за Свободную Сильную Справедливую Россию" (NB: аббревиатура - СССР), но уже в октябре рассорился с Баркашовым. Некоторое время претендовал на сохрание названия "Национальное Единство" за собой. В ноябре 1990г. создал Национал-Социальный Союз (НСС), официальной датой образования которого считается 9 ноября - годовщина Мюнхенского "пивного путча".
Эмблема НСС - зеркально отраженная (повернутая против часовой стрелки) свастика, бронзовое изображение которой сторонники НСС носят на галстуке.
НСС намеревается издавать газету "Русский порядок" (зарегистрирована в Моссовете), редактор газеты - член КПСС Алексей Козлов.