Совещание представителей городских Советов крупных индустриальных центров Белоруссии, России и Украины
состоялось 25-26 августа в Донецке по инициативе Донецкого горсовета. В нем приняли участие представители Волгограда, Донецка, Запорожья, Иркутска, Кемерово, Киева, Ленинграда, Луганска, Львова, Минска, Москвы, Новосибирска, Одессы, Омска, Ростова-на-Дону, Рязани, Саратова, Томска, Тулы, Харькова – в основном председатели или заместители председателей горсоветов.
Необходимо отметить, что этому совещанию предшествовала июльская встреча председателей демократических горсоветов Украины в Днепродзержинске, имевшая целью, в частности, создание на базе горсоветов «неофициальной» горизонтальной структуры власти в противовес консервативному Верховному Совету УССР. На этой встрече,. проходившей под сильным влиянием РУХа, в оппозиции оказались председатели горсоветов Донецка и Харькова – единственных демократических горсоветов Украины, в которых РУХ не имеет сколько-нибудь заметного влияния. Одной из целей донецкого совещания было создан ему противовес. Однако, по-моему, этого не произошло, так как Донецкое совещание имело не республиканский статус, а межрегиональный.
Было принято Заявление межрегионального совещания.
В этом заявлении содержите; просьба к республиканским Верховным Советам не позднее октября 1990 года принять ряд законодательных актов, регулирующих деятельность местных Советов. Срок – октябрь 1990 года – объясняется необходимостью формировать на основе этих законов бюджет городских Советов на 1991 год.
В законах о городском самоуправлении, по мнению участников совещания, должны быть закреплены следующие положения:
– Первичным уровнем местного самоуправления должен быть населенный пункт (поселок, город, село). Советы других уровней (районные в городе, областные и др.) должны иметь только те права, которые делегированы им республиканским и городскими Советами.
Эта просьба объясняется как конфликтами демократических городских Советов с, как правило, более реакционными областными и районными в городе Советами, так и желанием иметь в городе одного хозяина и кажется вполне разумной.
– Президиумы Советов, по мнению участников совещания, должны быть правомочны решать любые вопросы, отнесенные к ведению Советов.
Но это, я считаю, опасно. С одной стороны, сессии Советов в этом случае будут собираться очень редко, депутаты будут практически отстранены от нормотворческой деятельности, не будет работать демократический механизм согласования различных мнений. С другой стороны, как это уже имеет место, президиумы Советов будут осуществлять постоянное руководство исполкомами, став фактически исполнительной властью, то есть не будет разделения нормотворческой и исполнительной властей.
– В области экономики предлагается разработать закон о предпринимательстве, ускорить разделение государственной собственности различных уровней. Предполагается, что большая часть госсобственности должна перейти в ведение городских Советов, которые смогут начать ускоренную ее приватизацию. Предлагается также позволить городским Советам вести внешнеэкономическую деятельность.
В проекте Обращения было также предусмотрено право Советов заниматься коммерческой деятельностью. Против этого выступил председатель Омского горсовета В.А.Варнавский, считающий, что Совет должен создавать на подведомственной территории условия для процветания коммерции и предпринимательства, но сам этим заниматься не должен, и это положение было исключено из Заявления, хотя большинство присутствующих считало, что их Советы должны заниматься предпринимательством.
Было решено создать на базе этого совещания постоянно действующую структуру, в рамках которой создать межрегиональный информационный банк и коммерческий банк, продолжать сотрудничество на уровне руководителей Советов, постоянных депутатских комиссий, рабочих групп. Очередное совещание решено провести в октябре 1990 г. в г.Волгограде.