(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
Москва№ 11 (23), сентябрь 1990

ПОРА КОНЧАТЬ С СОВЕТАМИ?

МОЖЕТ ЛИ КУКЛА ЖИТЬ?

Представьте себе, что заработал механизм, стоявший десятки лет. Нет. Представьте себе, что работать заставили музейный экспонат, бутафорскую машину, напоминающую свой прототип расположением кнопочек и лампочек, но лишенную жизненно важных узлов.
Примерно это и произошло сейчас в общественном механизме, когда в советы, бывшие простым украшение на теле нашей государственности, пришли люди, которые вознамерились заставить их работать.
Мертвые до апреля 1990 г структуры ожили и стали осуществлять свои ранее чисто формальные права на управление соответствующими этажами иерархической административной системы – системы, существовавшей до этого момента на основе строгой централизации и полного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим, осуществлявшегося ядром государственных органов управления -системой партийных комитетов.

СВОБОДА АДМИНИСТРАТОРОВ

Например, в Москве, исходя из собственных, вполне понятных интересов и обязательств перед избирателями, райсоветами были заморожены сотни строек, включая остро необходимые населению столицы, как, например, хлебопекарни. Ни один район не соглашается разместить на своей территории парк для городского автотранспорта. Морг в Перовском районе отказывается принимать умерших граждан других околотков. Трупы лежат в машинах по нескольку дней.
Одни районы заготавливают на зиму овощи, другие не торопятся. Кое-кто из первых подумывает о том, чтобы ввести торговлю только по районной прописке.
Дав района уже приняли нечто вроде деклараций о суверенитете, объявив своей собственностью не только землю, но и вое жилые и нежилые помещения, недра, а также, кажется, воды и воздушное пространство.
И все это, в общем-то, в рамках хваленого закона о местном самоуправлении, где совершенно одинаковые права предоставлены местным советам различных уровней.
Можно, конечно, предположить, что все это мелкие огрехи на пути к самой демократичной и наиболее приближенной к нуждам рядовых горожан системе управления, когда основные коммунальные функции будет выполнять район. Это однако вызывает немалые сомнения.
Московские районы крайне неоднородны. В свое время они создавались так, чтобы в каждой парторганизации было примерно равное количество коммунистов.
Зато районы в несколько раз отличаются друг от друга по территории и численности населения. Не говоря уж о том, что одни из них чисто спальные, а другие промышленные. В финансовом отношении многие из них, будь они предоставлены сами себе, оказались бы банкротами.
Город – это единый организм. Интеграция его частей может осуществляться рыночным механизмом, как это происходит на Западе, она может с грехом пополам идти при помощи администрирования из единого центра, как это было до апреля 1990, но предоставление независимости разным этажам административной системы вместо ее ликвидации может привести, и действительно уже начинает приводить, только к хаосу.
Неудивительно поэтому, что руководители Москвы начали готовить удар по мятежным райсоветам. По сути дела, у них не было другого выхода.

КТО КОМУ ПРОТИВОСТОИТ

Нельзя забывать и еще об одной причине противостояния по линии город-район. Если на выборах в Моссовет «Демократическая Россия» одержала решительную победу, то выиграть в большинстве районных советов ей не хватило сил. На руководящие посты в большинстве райсоветов попали первые или вторые секретари райкомов.
Всю жизнь большинство из них работало под прессом постоянных понуканий из горкома. Сегодня горком оказался в Москве оппозицией и райкомы позволяют себе расслабиться, администрируя хуже, чем когда-либо.
Помимо этого, необычайно бурно развертывается на коммунальном уровне процесс, который условно можно назвать денационализацией без приватизации. Различная собственность выводится из-под непосредственного контроля государственных органов управления.
Вместо этого возникают многочисленные концерны, ассоциации, малые предприятия, объединения или СП, во главе которых встают зачастую закаленные партийные кадры. Раздаются земля и помещения.
Возникает реальная угроза, что к моменту, когда надо будет начинать реальную приватизацию имущества, ее у коммунальных властей может почти не остаться.

ПУТЬ СПАСЕНИЯ?

Исходя из всех этих соображений в Моссовете и был разработан план реорганизации управления Москвой. В своих выступлениях Гавриил Попов предлагает создать округа, включающие в себя территорию нескольких районов с мэрами, назначаемыми председателем Моссовета. Райисполкомы при этом переходили бы под руководство мэров округов, а со временем, может быть, и ликвидировались бы.
Районные советы сохранялись бы как органы с не совсем понятными контрольными функциями (видимо, для того, чтобы без лишнего шума быть ликвидированными через пару лет). Депутаты райсоветов могли бы образовывать небольшие по численности советы низовых структур – микрорайонов.

БОРЬБА

Реакция райсоветов и особенно их руководства на появление проекта их ликвидации, как нетрудно догадаться, была самой острой. На защиту районного звена твердо встали и демократы и партократы.
Основным принципом определения компетенции советов различного уровня они предлагали признать делегирование функций снизу вверх на добровольной основе. Эта идея, конечно, должна порадовать каждого истинного анархо-синдикалиста, но вряд ли она будет пользоваться популярностью на уровне России и Союза.
Большинство москвичей судьба райсоветов, по-видимому, волнует очень мало, а раз так, то и решаться ока будет в основном в верхах. В настоящее время Президентом, Верховным Советом РСФСР и Моссоветом образована трехсторонняя комиссия, которая и занялась выработкой окончательного решения. Не думаю, чтобы оно решение сильно отличалось от позиции руководителей Моссовета.
Возможно, реорганизация будет проведена под видом осуществления разрабатывавшегося комиссией по перспективному развитию Москвы во главе с В.К.Плотниковым проекта объединения Москвы и области в единый столичный округ на правах, примерно соответствующих правам автономной республики.

МОСКОВСКОЕ ГЕНЕРАЛ– ГУБЕРНАТОРСТВО

То, что власть будет вырвана из рук райсоветов, само по себе не означает, что город сумеет разумно ею распорядиться. Моссовет с его чрезмерной численностью, поразительно малой результативностью работы и критически низкой посещаемостью просто не способен осуществлять повседневное управление городом.
В этом плане идея Гавриила Попова об усилении исполнительной власти (будет ли ее глава называться председателем совета или как-нибудь иначе – неважно) не вызывает возражений. Однако опубликованный недавно в печати проект совместного указа Президиумов ВС Союза и РСФСР предусматривает такие полномочия Председателя, которые делают его фактически бесконтрольным хозяином города. Моссовет окажется лишен даже права контролировать назначения ключевых чиновников, да и права утверждать бюджет и налоги, по всей видимости, тоже.
(Правда, руководство Моссовета официально открещивается от этого документа. Однако существуют факты, свидетельствующие о том, что скорее всего он подготовлен при непосредственном участии Гавриила Попова.)
Это был бы очередной перегиб. Исполнительная власть «победила» бы законодательную и подмяла ее под себя точно так же, как законодательная господствует над исполнительной сегодня.
_____

В той или иной форме Г.Попову удастся, видимо, провести эти планы и обрести свободу рук для проведения «революции» в жизни города и прорыва к сверкающим рыночным высотам, которые Гавриил Харитонович рисует в своих выступлениях. Демонтировать систему будет куда труднее, чем овладеть рычагами управления ею. Пока что экстренные меры и чрезвычайные решения получаются у руководства Моссовета более естественно и иногда даже эффективно.

АНДРЕЙ ВАСИЛЕВСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

ПАНОРАМА