(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
Россия и Империя№ 11 (23), сентябрь 1990

ДЕМОКРАТИЯ, НАЦИЯ, ИСЛАМ
и другие вопросы к Абдрахиму Пулатову

Абдрахим Пулатов – физик, брат известного писателя Тимура Пулатова, десять лет жил и работал в Москве. Один из лидеров Движения БИРЛИК, на учредительном съезде Демократической партии Узбекистана 17 июня избран ее председателем.

– Какую поддержку вы имеете сейчас в республике?
– Что касается БИРЛИКА, то думаю, будет где-то около полумиллиона человек. Есть еще очень много поддерживающих нас, но эти сочувствующие боятся открыто об этом заявить. Демократическая же партия – коллективный член Движения, включающая политически наиболее грамотные его элементы. Пока партия находится в периоде организации, но несколько тысяч человек в ней будет, несомненно, уже осенью.
– Все ли руководство БИРЛИКА вошло в партию?
Так оно, я думаю, будет со временем. Во всяком случае, основная часть войдет. Но есть в руководстве и люди, считающие себя принципиально беспартийными. Вообще же, в БИРЛИКЕ много людей, которых интересует скорее не политика, а экология и социальные проблемы.
– Как распределяется эта поддержка по республике?
В городах, естественно, больше, причем, больше в больших городах. В основном, это сам Ташкент, области Ферганской долины, Самаркандской, Сырдарьинской, Джизакской областей, то есть областей, которые ближе к Ташкенту. Дальше на юг работа на самом зачаточном уровне.
– Русскоязычное население в какой-то степени вовлечено?
– Киргизы, казахи, таджики – они вовлечены, я думаю, пропорциональность даже сохранена, хотя мы специального учета по национальности не ведем. Русскоязычного же населения в Движении – буквально единицы. Тут две причины. Во-первых, как только мы появились, партаппарат распространял слухи, что организация специально создана против русских, что конечная цель – это их изгнание, стали создавать образ врага. Во-вторых, наша программа ориентирована в первую очередь на самые обездоленные слои – это проживающие в сельской местности, а в сельской местности подавляющее большинство – коренное население.
– БИРЛИК – это узбекское движение, движение в республике Узбекистан, или попытка общетюркского движения?
– Мы назвали БИРЛИК народным, а не национальным движением, и не собирались ориентироваться на какую-то одну нацию. Мы считаем, что БИРЛИК должен объединить все народы, проживающие в республике. У нас общие проблемы – это безработица, то, что республика живет на грани голода, экологический кризис.
– Вы говорите все время в масштабе республики. Но ведь границы в свое время проводились весьма условно. Странно было бы, чтобы народное движете, которое должно же быть органичным, замыкалось в этих странных границах.
– Наша страна вообще так устроена, что мы многими видимыми и невидимыми нитями привязаны к административному делению. Поэтому нельзя не ориентировать на него. Мы же даже к другой области относимся как-то по-другому. Вот, у нас в прошлом году была массовая кампания объединения районов и областей, чтобы уменьшить административный аппарат. Так вы знаете, что тут началось! Дошло до того, что все восстановили по-старому.
– Ставит ли БИРЛИК цель отделиться от СССР, хотя бы в перспективе?
– Сейчас мы этот вопрос ставим жестче, чем в начале, и выступаем за независимость. Но есть ведь еще вопрос связи с другими республиками региона. В рамках СССР мы – за содружество. Но конкретные формы государственного устройства региона мы даже еще не обсуждали. Ведь эта самостоятельность – это не вопрос завтрашнего дня. Я думаю, речь идет даже не о годах...
Вот недавно была встреча представителей демократических движений региона в Алма-Ате. Она, правда, оказалась недостаточно представительной, и решили собраться еще раз осенью. Но и там по вопросу единства Туркестана был представлен полный спектр мнений.
– А какова позиция Демократической партии?
– Для начала стоит создать некий координационный совет. Надо посмотреть, как общественность воспримет все это. Для осознания единства целей требуется время... Но и сам я, честно говоря, не решил еще для себя этот вопрос: ситуация слишком динамична.
Возвращаясь к вопросу об отделении: мы как демократическое движение считаем, что, пока здесь, в Узбекистане не сформируются демократические механизмы власти, отделение нежелательно. Независимость – не самоцель; у нас еще много экономических и других проблем, которые можно решать в рамках федерации.
При отделении до достижения определенного уровня демократизации здесь будет просто какой-то фашистский строй, и до достижения этого уровня я лично буду против отделения.
– Как соотносится БИРЛИК с официальным исламским руководством?
– Про официальное исламское руководство, сами религиозники говорят, что там все кагебешники. Я не знаю, так ли это, но наше отношение к ним складывается под влиянием именно такого восприятия. У БИРЛИКА вообще никаких отношений с ними нет.
– Но если так низок авторитет официальных религиозных лидеров, то должны быть неофициальные.
– Да, здесь ходят сильные слухи, что есть какие-то центры, очень влиятельные, что они что угодно могут сделать. Но я сильно сомневаюсь, потому что, если есть что-то сильное, спрятать это невозможно. А ведь ничего толком неизвестно.
– Каково вообще отношение БИРЛИКа к исламу?
– Мы – за свободу совести. Но ислам, конечно, сыграл особую роль в нашей истории, культуре. Как и в западной части СССР, мы считаем, что религиозную сторону истории и культуры надо внимательно изучать.
– Какую роль вы отводите исламу в независимом государстве?
– Все наше руководство считает, что это государство не должно быть исламским государством, что, как во всех развитых странах, власть должна быть отделена от религии. Как в Турции, скажем, где Ататюрк еще в 20-х годах отделил религию от государства.
– А не мешает ли БИРЛИКу его явно светская направленность распространяться в более религиозных слоях населения, скажем, в деревне?
– Конечно, мешает. И есть отдельные призывы усилить исламскую направленность в БИРЛИКе. Я сторонник того, чтобы, кроме свободы веры, мы провозглашали и свободу неверия. Но тут сложнее, так как многие религиозники считают, что раз ты относишься к мусульманской нации, то надо придерживаться всех обрядов. И в БИРЛИКе есть мнение, что, для того, чтобы не отталкивать религиозников, против этого не надо возражать.
– На выборах вам удалось мало чего добиться. Как Вы видите теперь перспективу? В ближайшие годы не будет, видимо, случая решительно изменить ситуацию.
– Мы всегда были колониальной республикой, и за пять лет перестройки от этого недалеко ушли. Поэтому, если в центре будет реакционный режим, то и здесь будет реакционный режим, если в центре победят демократические силы, то и здесь победят демократические силы. Я не знаю, как это будет, но думаю, что ни союзный, ни наш Верховный Совет пять лет не удержатся.
– И последний вопрос. Есть ли общая позиция у БИРЛИКА и Движения КЫРГЫЗСТАН по отношению к кризису в Ошской области?
– Есть. Есть и регулярные контакты по этому вопросу. Но надо признать, что влияния БИРЛИК за пределами Узбекистана не имеет. Да и КЫРГЫЗСТАН молодое движение и в Ошской области маловлиятельно.

беседовал АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

ПАНОРАМА