14 июня между 5 и 6 часами вечера по Арбату прогуливалась колонна бойцов Национально-Патриотического фронта «ПАМЯТЬ». Отсутствие вождя НПФ, самого Д.Д.Васильева – никак не сказалось на порядке в ее рядах. 15 шеренг по четыре человека в каждой были обмундированы в черную с головы до ног униформу: куртки, штаны, сапоги военного покроя. На корпусе – портупея, несколько проигрывающая от отсутствия кобуры. В авангарде колонны шли ветераны движения с двумя большими блямбами на груди, одна из которых изображает Георгия со змием, другая – непонятно что. На погонах у всех – маленькие двуглавые орлы. Возрастной состав авангарда – 30-50 лет. Были и старцы. Заднюю (и большую) часть колонны наполнял молодняк.
Черная шестидесятка продефилировала до Арбатской площади, на подступах к которой расстроилась по причине густой толпы; затем повернула обратно и опять как-то сама собой выстроилась. Разнузданные арбатские музыканты, певцы и художники вызывали у воинов незлобивое удивление, приправленное горечью укора: не хотят люди работать!
На вопрос милиционера они ответили, что гуляют.
Публика на все реагировала так же, как гуляла колонна – мирно...
Иногда я не могу отделаться от ощущения, что в каждом советском человеке неумолимо свербит этот вечный позыв: одеть униформу и выстроиться в колонны. Одним спокойным могучим движением стряхнуть с себя всю эту запутанную мишуру: парламенты, покаяния, регулируемый рынок... Недаром же нас выращивали в пионерлагерях.
Великое и светлое счастье простоты – возможно именно оно именуется «Памятью» загадочным словом «духовность».
Однако, от элементарного зова до элементарных форм существования лежит немалый путь, великий марш-бросок, насыщенный пропагандой и муштрой. Порадуемся за себе подобных, первыми проторивших нам дорогу к Возвращению.
Возможно, Арбат был избран не вполне случайно: противопоставить себя всем этим крикунам, пачкунам, дрыгунам... Если так, то была здесь и доля просчета: явиться на улицу паяцев – значит отчасти показать себя одним из обитателей данной ниши. Впрочем, истинная отвага должна одинаково сиять везде – и в стане воинов и в скопище паяцев.
Люди не побоялись выставить напоказ свое элементарное, одетое в униформу, вычленить его монолит из окружающего хаоса, занести монолит, как молот, над сатанинской сложностью мира.
Мне возразят, что 60-ти человек слишком мало для того, чтобы пошатнулся мир. С количественной точки зрения – это действительно очень мало. Но, в конце концов, какое мне дело до размеров трещины, через которую я заглянул в бездну?
Они вышли на улицу «стальными рядами» – а это уже очень много. Это означает, что в обществе набирает все большую мощь атавизм, властно влекущий его НАЗАД, В ШЕРЕНГИ.