БАРУХ АВНИ: «Атеизм – это беда для всего человечества.»
С израильским поэтом Барухом Авни, пишущим на русском языке, встретился АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ.
– Как изменилась Ваша литературная судьба после отъезда?
– Я родился в Москве в 1945 году и в 1976-м репатриировался в Израиль. Одна из причин моего отъезда – невозможность пробиться как литератору. В Израиле я выпустил четыре книги: два сборника стихов, сборник юмористических рассказов. Последняя книга – может быть, это вообще новый жанр. Я несколько лет назад прочел книгу под названием «Жемчужины из еврейских источников» – сборник умных мыслей и высказываний; книга моя – пародия на эти глупости. Называется она «Перлы, извлеченные из жемчужин». В ней – эпиграммы и пародии на авторов.
Надо сказать, что вся русскоязычная израильская пресса довольно безграмотна. Держится на уровне только журнал «22», и то не всегда. Я обратил внимание, что и книги, издаваемые в Советском Союзе, изобилуют такими перлами, которые в семидесятые годы просто не проскочили бы.
– Где Вы сейчас работаете?
– Редактором в религиозном издательстве «Шамир». Мы выпускаем еврейские книги в переводе на русский язык, пытаемся приобщить советских евреев, не знающих своих корней, к традиции и культуре своего народа.
В Израиле сейчас выходит один русский литературный журнал «22». Есть непериодические издания, например, альманах «Народ и земля». В нашем издательстве выходит непериодический альманах «Возрождение», в котором публикуются и философские, и литературные произведения. Выходит около десятка еженедельных газет.
– Каковы интересы израильской общественности в свете развития отношений между СССР и Израилем?
– Я не берусь говорить от лица общественности, лично я в контактах заинтересован.
Надо учесть и общий контекст наших отношений. Дело в том, что Израиль строили представители так называемой второй волны репатриации – это были социалисты. Многие из них исповедовали идеи, близкие к большевизму. и они пытались построить социализм или даже коммунизм в одной отдельно взятой стране.
Как ни странно, в чем-то им это даже удалось. Они добились своей цели, организовав движение киббуцев. Эти люди на протяжении десятилетий были страстными поклонниками Советского Союза – Большого Брата, брали пример с него и оправдывали все, что происходило до 1953 года. Последние портреты Сталина были сняты со стен в киббуцах только в середине 60-х. Эти люди и сегодня во многом определяют политику Израиля.
– Тогда такой вопрос – «Панорама» в свое время задавала его советологу Михаилу Агурскому – как можно прокомментировать этот тяжкий и неоднократно дебатировавшийся упрек в адрес российских евреев, которые приняли участие в социал-демократическом движении и во многом были носителями этой катастрофической идеи коммунизма? В какой мере этот упрек обоснован, принимаете ли Вы его?
– Да, я его отчасти принимаю. Евреям не следовало этого делать. Это явилось следствием резкого отхода еврейской молодежи от религии. Молодежь, потеряв духовную опору, стали искать ее в новой религии и нашла в религии коммунистической.
Мой покойный отец был членом партии с 1920 года, до этого он был эсером. И я Вам могу сказать, что мой отъезд из России не в последнюю очередь произошел из-за того, что я больше не хотел решать судьбу других народов. У меня есть свой собственный народ, у этого народа есть собственная земля, вот этим-то я и должен заниматься.
– Как можно сформулировать, что такое сионизм сегодня, когда государство Израиль создано?
– Сионизм – это идеология, которая основана на одном – на объединении всех евреев на своей земле. Эта задача еще до конца не осуществлена. Религиозный сионизм утверждает, что существует триединство – Тора (то, что у вас называется Ветхим заветом), народ Израиля и земля Израиля. Народ, живущий не на земле Израиля, разрушает это триединство. Народ, живущий на земле Израиля, но не по законам Торы, тоже его разрушает.
Тот гуманизм, который исповедуем мы, завещан нам Торой. Мы исполняем заповеди, каждая из которых гуманистична. Каждая заповедь предполагает любовь к людям, не только к евреям, разумеется. Хотя – это я подчеркну – нам заповедано прежде всего любить друг друга, внутри своего народа.
В этом есть большой смысл, потому что, как невозможно любить свой народ, не любя свою семью, точно так же нельзя любить все человечество, не любя свой народ. А среди неевреев мы обязаны любить больше тех, кто верит в Бога. Скажем, к верующему христианину мы должны относиться лучше, чем к атеисту, поскольку атеизм – это беда, беда для всего человечества.