Задолго до своего избрания председателем Моссовета Гавриил Харитонович Попов предлагал особый путь перехода к рынку, когда для всех товаров первой необходимости устанавливается карточная система, но при этом параллельно создается система коммерческой торговли, на которую производители гарантировано смогут направлять часть своей продукции.
Нет сомнений однако, что попытка ввести ограничения в торговлю в обычной ситуации вызвала бы сильное сопротивление. В условиях покупательского ажиотажа после речи Н.И.Рыжкова решение о переменах было принято Моссоветом за одно неполное вечернее заседание. Колеблющихся убеждали тем, что каждый час промедления лишает Москву запасов на много дней вперед. Срок действия временных мер был определен в 2 недели.
4 июня Попов, выступая перед комиссией Моссовета по экономике, объяснил, какие меры представляются ему необходимыми в перспективе. Возврат к старой системе при этом серьезно не рассматривался.
Председатель Моссовета указал несколько возможных вариантов: торговля по талонам, по карточкам, по паспортам или визиткам несколько дней в неделю. Эти варианты, однако, представлялись ему не оптимальными, поскольку в той или иной мере обладают несколькими недостатками: заставляют людей выкупать все, на что они имеют право, приводят к спекуляции продуктами и талонами, могут усилить конфликт с областями, не позволяют развернуть систему коммерческой торговли.
Исходя из этого, Гавриил Харитонович предложил особую систему с использованием "социальных" (товарных) денег – чеков. Для ее реализации необходимо существование двух типов торговли: гарантированной по существующим государственным ценам и коммерческой. При этом из коммерческой торговли не должен выпадать ни один продукт (как сейчас, например, выпал из свободной продажи сахар). Создание такой коммерческой торговли потребует разгосударствления всей торговой сети и демонополизации оптовой торговли.
Все москвичи будут получать чеки на определенную сумму. В границах этой суммы можно будет приобрести по государственным ценам любой из тех основных продуктов питания, на которые будет распространяться "чековая" система. С определенной периодичностью (например, раз в квартал) неиспользованные чеки будут выкупаться, но уже по коммерческим ценам.
Имеется в виду, что коммерческая торговля и торговля по чекам будут осуществляться в одних торговых точках, возможно, по разным дням. Более желательный вариант, когда на одном и том же товаре одновременно будут стоять две цены – коммерческая и в чеках.
Отвечая на вопросы, Попов пояснил. что магазины, торгующие по коммерческим ценам, а приобретающие продукцию по государственным, должны будут переводить разницу в специальный фонд. Отвечая на другой вопрос, он сказал, что введение коммерческой торговли не требует особого разрешения центральных властей. Оно может быть осуществлено в любое время.
Главная задача всех этих преобразований – создать систему, которая была бы готова к восприятию рыночных отношений в полном объеме, как только их введение станет возможно, и в то же время обеспечивала бы социальную защищенность населения.
Предлагаемая система может показаться привлекательной, но вызывает ряд вопросов.
Основная цель введения "московских денег" – обеспечить социальную защищенность при переходе к рынку, но достигается ли она? Чем, собственно говоря, гарантирована возможность покупки товаров первой необходимости по чекам? Сомнительно, что возможно создание в ближайшие недели или даже месяцы гибкой системы коммерческой торговли, которая гарантировала бы наличие любого продукта в любое время. Во-первых, вряд ли удастся быстро провести разгосударствление монополизированной и действующей по далеким от реальности ценам оптовой торговли. Преобразовать ее на чисто московском уровне будет нелегко: ведь поставщики находятся за пределами столицы. И во-вторых, если торгующие по коммерческим ценам магазины, закупившие товар по ценам государственным, должны будут передавать разницу в особые фонды, то в чем же, спрашивается, будет стимул к установлению и поддержанию на соответствующем спросу уровне коммерческих цен?
И не окажется ли в предназначенном к продаже по чекам ассортименте продуктов одного-двух особо дефицитных? В этой ситуации чеки просто станут специфической формой денег для покупки именно этих товаров.
Ежеквартальный выкуп у населения неиспользованных чеков по коммерческой цене, а также необходимая компенсация торговцам, приобретавшим товары по коммерческим ценам, а продавшим их за чеки, потребует огромных расходов. Каждые 10 рублей субсидии на одного москвича в месяц потребуют от городского бюджета выплаты около 1 млрд. рублей в год. Откуда возьмутся эти деньги? А ведь отвечая на вопрос одного из членов комиссии Попов сказал, что если предложенная система сработает, то ее можно будет распространить на более широкий круг товаров. За чей счет? Или, может быть, не все чеки придется оплачивать? Может быть, они устойчиво войдут в систему денежного обращения страны как особая "московская" валюта?
Если так, то это значит, что к большому "печатному станку" правительства СССР, с каждым новым оборотом все ближе подталкивающему страну к финансовому краху, Москва добавит свой маленький станочек.