Такое объявление поместил в гаэете "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг" муниципалитет чешского городка Шумперк. Покупатель - бизнесмен из Канады - быстро нашелся. А счастливые обладатели свежеотреставрированнной трехметровой статуи вождя - жители г.Комаров - запросили за свое сокровище 20 тысяч долларов.
Известные своим прагматизмом пражане на этот раз оказались в дураках. А ведь до 1962 года именно Прагу украшал самый большой в мире групповой памятник отцу народов. Может быть дело в том, что автору мраморного колосса над Влтавой - скульптору Отакару Швецу - ужасно не везло в жизни. Памятник герою чешских легионов полковнику Швецу был убран после победы народной власти по идеологическим мотивам. По этой же причине скульптору не заплатил ни пражский муниципалитет - за готовый памятник президенту Масарику, ни пльзеньские фабриканты пива - за статую освободителя Пльзеня ген.Эйзенхауэра, Даже словацкий государственный деятель Штепаник попал в немилость у народной власти и исчез с постамента в Братиславе. Отчаявшийся Швец решил поставить на Сталина.
Согласно проекту, Сталин был представлен как вождь мирового пролетариата. Композиция памятника была весьма оригинальна: на первом плане возвышалась мощная фигура вождя, справа за ней стояли в затылок друг другу четыре представителя советских народов, а слева - тоже дисциплинированно встав в очередь - четыре представителя народов Чехословакии. Непочтительные граждане утверждали, что все остальные народы уже сидят у Сталина в заду.
Строительство мемориального комплекса отца народов на холме Летна над Влтавой должно было завершиться в 1952 г.
Но стройка затягивалась, а в марте 1953 г. мир потрясла весть о кончине любимого вождя. Памятник был открыт 1 мая 1955. Торжественную речь на митинге в честь открытия произнес Л.Каганович.
Скульптор О.Швец не увидел своего шедевра. Он повесился в своей мастерской вскоре после смерти Сталина. В предсмертной записке он писал, что не хочет дожить до неизбежного разрушения своего детища, весь свой гонорар - 500 000 крон - О.Швец оставил Обществу слепых ветеранов войны.
Скульптор был прав - от его детища не осталось даже обломков. После решения о разборке памятника в 1962 г. пражское управление коммунального хозяйства непредусмотрительно употребило либерецкий мрамор, из которого были высечены фигуры, на ремонт городских мостовых. "Кто мог знать?" - вздыхают пражские городские головы, подсчитывая убытки.