Основной темой заседания "Московской трибуны" 27 января вновь стала тема национальных конфликтов. Конкретными поводами на сей раз оказались армянский погром и ввод войск в Баку, а также скандал, организованный смирновской "Памятью" в ЦДЛ.
Мы печатаем (с незначительными сокращениями) только три выступления на этом заседании. Шире представить диапазон идей и точек зрения, прозвучалших в этот день, нам, к сожалению, не позволяет объем газеты.
СЕРГЕЙ АВЕРИНЦЕВ:
"ФАШИЗМ - ЭТО ТЕРМИН, А НЕ РУГАТЕЛЬСТВО."
Мы сейчас переживаем страшные вещи и, конечно, они вызывают у нас эмоциональную реакцию и вполне здравое и законное желание незамедлительно реагировать на страшные события. Однако мне кажется, что будет худо, если мы не задумаемся на некоторое время спокойно и не попробуем подумать не только и не столько о тактических, сколько о стратегических позициях, касающихся дела в целом. Мне кажется, что в самых разных обстоятельствах, в самых разных аспектах наших несчастий проявляется некоторое общее несчастье, служущее контекстом и основанием для все новых ситуация и позволяющее нам снова и снова оказываться в некоторой логической и нравственной ловушке.
Дело в том, что мы живем как бы в силу некоторого попустительства: не потому, что существует закон и основанное на законе сознание, которое отделяло бы разномыслие, вольномыслие от уголовно-наказуемых деяний, - но как бы в силу некоторого размягчения структур, которые были до этого и которые позволяют существовать и этому собранию. Но вместе с тем они позволяют существовать большому количеству беззаконий - и не просто в практике, - в практике местных властей и т.д., на которые можно жаловаться, - но в нашем собственном сознании, в нашей собственной аргументации. Четкое противопоставление не нравящегося нам сознания и преступных действий, которые нарушают определенные законы, - даже в наших собственных головах это существует недостаточно ясно.
Тема национализма, вернее, оголтелой злобы у нас дома, здесь, а не в Закавказье, сейчас оживлена таким наглядным событием в ЦДЛ.
[...]
Фашизм - это фашизм. Это термин, а не ругательство. И единственное, что может нас иногда удерживать от употребления этого термина как термина - это то, что по застарелым навыкам это слово - как бы политический донос, жизнь нас научила: все, что угодно, только не это.
Но относительно фашизма нужно сказать еще одну вещь. Фашизм всегда - это абсолютно ложный интеллектуально и абсолютно недопустимый морально ответ на реальные вопросы. Но моральная предосудительность и интеллектуальная ложность фашизма, фашистского ответа на реальные проблемы жизни русского народа, неприемлемость этого ответа - не должна закрывать у нас глаза на реальность вопроса. Горе нам, если мы будем разговаривать только между собой и с мировой общественностью и совсем уклонимся от разговора с нашим народом, который вовсе не так уж жаждет, во всяком случае не на 100%, принять самые жесткие и самые чудовищные вещи, которые ему предлагаются, но который слышит в основном эти призывы.
Я только что был в городе Владимире, встречался там с нашими писателями, и мне там сказали: вы - первый человек не из "Молодой гвардии", который к нам приезжает, нам так интересно вас видеть, а к нам приезжают только из "Молодой Гвардии". Мы толерантно противопоставляем в одной фразе ошибку и преступление, но если мы не будем думать об этих вещах, мы сделаем одновременно и преступление и ошибку. И тогда все наши поражения будут заслужены.
ЛЕОНИД ГОЗМАН:
"НАШ ШАНС - НА ОТКРЫТУЮ, БЕСКОМПРОМИССНУЮ БОРЬБУ."
Уважаемые коллеги! Неделю назад на Пушкинской площади был митинг по поводу событий в Закавказье. И все выступалшие, в том числе и я, говорили о вине центральной власти, о вине правительства, о вине персонально ответственных товарищей. Я думаю, что здесь, в нашем кругу, нам не стоит больше повторять это. Я думаю, что здесь есть смысл говорить о нашей вине, о нашей ответственности за то, что происходило, и за то, что будет происходить в будущем, если мы считаем себя Клубом московской интеллигенции.
Мы виновны в толерантности к геноциду. Кто-то из философов говорил, что люди в ХХ веке пережили то, что пережить в принципе нельзя, то, что человек не должен переживать, человек должен в этих обстоятельствах погибать. А мы пережили. Что мы делали после Сумгаита? Вот Пленум писателей прошел, ну, повозмущались. Или: мы так же толерантны к антисемитизму, который разворачивается, даже мы, сидящие здесь - евреи, русские и другие. Спрашивают - что делать? Но ведь давно был этот пленум, и я удивляюсь, что до сих пор никто из писателей не вышел из Союза писателей. Ну почему не вышли?! Не из-за того же, что есть в этой организации дома творчества?
Мы виновны в призывах в духе кота Леопольда. Когда за подписью уважаемых людей появляется призыв к дружбе двух братских народов, то это - издевательство, во-первых, а во-вторых - это провокация к насилию и некомпетентность, потому что у людей, которые читали эти призывы, руки тянутся к ножу. Мол, нас никто не понимает, даже ЭТИ нас не понимают, а раз даже эти нас не понимают, то что уж тут поделаешь...И то, что там готовы к войне, это было ясно несколько месяцев тому назад.
И мы виноваты в том, что мы, когда встали на чью-то сторону в армяно-азербайджанском конфликте, пошли на поводу самых примитивных инстинктов. Мы пренебрегли тем, что с другой стороны - разные люди. Моя позиция - проармянская, извиняюсь перед азербайджанцами, но я не могу согласиться с тем, что Азербайджан - это темная единая сила. Вот мне с этой проармянской позиции удавалось говорить с некоторыми руководителями Народного фронта Азербайджана, там много достойных людей, к погрому они отношения не имеют. Так вот мы, не слушая их и не задумываясь над их ситуацией, мы мешали им. Они в тяжелейшей ситуации, те, немногие пусть, которые пытаются остановить это безумие, они находятся в страшном положении. Их семьям грозит опасность, они в полной изоляции. Там они - змеи; они приезжают сюда - их освистывают, с ними не хотят разговаривать. И мы с вами ответственны за это, мы, а не Лигачев!
Мы виноваты в том, что мы как бы разделяем имперскую идеологию: ведь всем понятно, что наши войска в Баку, как минимум, не только защищают жизни армян, они ведут колониальную войну. И сегодняов одном выступлении прозвучало, что нам нужно бы согласиться с отделением Азербайджана, но там возникнет исламский тоталитаризм. Простите, а кто спрашивает наше мнение по поводу того, хорош исламский тоталитаризм или плох. Мне он противен, я лично не хочу жить при таких условиях. Но это их личное дело, если они хотят. Надо называть вещи своими именами. Называть колониальную войну колониальной войной. И ответственность нашу - ответственностью метрополии перед колонией. Англичане не уходили просто так, бросив все на произвол судьбы. Конечно, мы не имеем права просто так уйти, мы должны обеспечить безопасность тем русским, армянам и азербайджанцам, которые хотят оттуда уехать. Мы обязаны выплатить материальную компенсацию. Мы все обязаны. Но как метрополия восставшей колонии.
Я сам участвовал в создании нашей резолюции, но сейчас хочу сделать добавку к ней. К кому мы обращаемся? Кого мы просим? Мы просим депутатов сделать то, сделать это, мы требуем, чтобы прокуратура сделала то-то и т.д. Обычная позиция интеллигенции - мы обращаемся. Допустим, мы после поправок примем эту резолюцию. В чем дальше видится наша ответственность? Я боюсь, что мы ее видим в том, чтобы эту резолюцию дальше опубликовать. Попробовать в "Московские новости", не возьмут "МН", дать на "Свободу", дать, чтобы это было прочитано. И когда это будет оглашено, мы, вроде, свое дело сделали.
Так вот я считаю - что нет. ...Политика умиротворения фашистов не привела ни к какому успеху в 38-39-м, она не приведет и сейчас. Наш шанс - на открытую, бескомпромиссную орьбу. Помните, кто-то сказал, что евреи есть смелые и очень смелые. Смелые уезжают, а очень смелые остаются. Я думаю, что мы с вами все очень смелые, независимо от национальности.
Мы должны добиться выполнения наших требований? А что значит выполнение? Мы пишем, что сначала надо провести расследование антиконституционной деятельности общества "Память", обратиться к международной общественности и т.д. Я предложил бы включить туда пункт о создании постоянно действующего комитета "Московской трибуны", в задачи которого входит борьба с фашистскими проявлениями, не только с "Памятью". Я думаю, что время, когда нам достаточно было обращаться наверх, обращаться к международной общественности, это время прошло.
ВИКТОРИЯ ЧАЛИКОВА:
ВЕРНЕМСЯ В ЦИВИЛИЗАЦИЮ
Два народа заспорили о территории. Не первый и не последний спор на Земле. Предыстория их отношений была горькой, а стала страшной, поскольку в Советском Союзе на упоминание о геноциде был наложен запрет, а невысказанная боль не проходит и нерассеянная вина превращается в злобу. Один народ прибегнул к ножу и пуле, другой - после нескольких месяцев тщетного ожидания защиты или хотя бы солидарности - ответил тем же. Примирение со временем неизбежно, но заклинания помириться - бесплодны. Однако и молча смотреть на льющуюся кровь невмоготу. Со страниц газет звезды политики, искусства, спорта умоляют сделать выбор в пользу мира и дружбы. Никто не становится прямо на сторону убийц - все на стороне жертв. Но декларация сочувствия - это еще не гражданский выбор. Выбор - это отважный взгляд в бездну, а затем - поступок.
Если мы не будем хитрить с самими собой, мы увидим, в чем суть этого выбора. Суть в том, что государство, вот такое, какое есть, еще не правовое, еще только освобождающееся от тоталитаризма, с его идеологией и бюрократией, - можно и должно защитить от фашизма. От фашизма в его восточном варианте, который, съев Закавказье, проглотит еще много "кусков" и, распалив нарождающийся российский фашизм - ту самую "Память", о которой сегодня столько говорилось, приведет к "окончательному решению русского вопроса". Люди, которые говорят: "Армию послали спасать не гражданское население, а прогнившие структуры", отворачиваются с помощью модной, хлесткой фразы от поставленной перед ними судьбой задачи.
Все помнят: началось с Карабаха. А Карабах - не Ольстер, и не Ливан. У людей, которых называют закавказскими экстремистами, "есть козырная карта", которой нет у экстремистов Ольстера, Ливана или Палестины. Враги тех не бесспорны: мало кто в мире верит, что Тэтчер - "кровавая собака", и далеко не все верят, что "евреи - мировое зло". Но что СССР - государство еще теплое от тоталитаризма - не миф. Ставка была, что мир клюнет на это и осудит ввод Советской Армии в Баку. Но цивилизованный мир не клюнул. Слышно было по Би-би-си, как остановленный интервьюером лондонец с горечью сказал: "Только они начали строить нормальное государство, как пришла эта беда. У Горбачева не было другого выхода". Но то, что ясно простому англичанину, не ясно простому советскому оппозиционеру. Он заучил новую догму: на тех, кто борется со "структурами", нельзя поднимать руку, даже если они используют насильников, садистов, грабителей.
Наиболее интеллектуальные оппозиционеры предоставили систему аргуменов. Первый из них - никакие они не экстремисты, если их поддерживают миллионы! Ответ на этот аргумент дает история: миллионы в Германии поддерживали геноцид евреев, миллионы в СССР в 30-х годах требовали бессудных расстрелов своих соотечественников. И большинство из них завтра пожалеют. И как быть с миллионами не поддерживающих? Интеллигентные азербайджанцы уже бегут из Баку. Так что миллионы - не аргумент. Беда может случиться с каждым народом. Сегодня плохо всем, но главная беда - с азербайджанским народом.
Второй довод - "правительство совершало ошибки". Да, начиная с Сумгаита, и чудовищные. Я писала и подписывала письма протеста Горбачеву и Сухареву по поводу каждой из этих ошибок. Но и по отношению к Гитлеру совершались ошибки всеми без исключения правительствами. Не надо было пускать его к власти в 32-м, сговариваться в 39-м и 40-м. Хорошо было бы остановить его в 1941-м на нашей границе. Но ведь из этого не следовало, что надо было бездействовать и дальше.
Третий довод: "В Баку пришли люди в военной форме, которая опозорена Будапештом и Прагой, Кабулом и Тбилиси". Не на этом ли основании осудил вторжение в Баку новейший "диссидент" Гейдар Алиев, соавтор брежневских авантюр, находящийся ныне под следствием. А вот те, кто вышли в 68-м на Красную площадь, протестуя против танков в Праге, бакинские танки не осудили. Цивилизованный человек - не павловская собака. Он не должен рефлекторно реагировать на форму, на символ. Его нельзя раз и навсегда завести на "одобрямс" или "неодобрямс".
Четвертый довод - "Надо было ввести армию, но без жертв". Это вообще не аргумент, а то ли безумное, то ли лицемерное заклинание. Как войти в заблокированный, ощетиненный гранатами и ружьями город без жертв? Да, на баррикадах стояли самые юные, самые жаждущие жертвенной смерти, как "дети Чаушеску", как передовые цепи в ирано-иракской войне. Их хоронили с величайшими почестями, с соболезнованиями от государства и армии, щелкали фотокамерами. А по ночам, таясь, хоронили жертв погромов! Тут было не до фотокамер. И как-то незаметно, втихую - солдат, офицеров и членов их семей. И сегодня показывать фотографии убитых при вводе войск, зная, что нет фотографий тех, кто мечтал умереть сразу, а умирал часами под пытками, - жестоко, нечестно, грязно. По официальным данным, при взятии города погибли с обеих сторон около 100 человек. Во время погромов - тоже около 100. И погибли бы еще и еще, если бы не ввод армии. Может быть, официальные данные неверны? Но тогда они неверны в обоих случаях.
Пятый довод - "Армия вошла, когда трехдневный погром кончился". Но история всех погромов свидетельствует, что после трех дней всегда наступает затишье, пауза, потом идет вторая волна. Армия непоправимо опоздала к первой волне. Вторую она остановила и сделала главное: ценой жизни солдат и офицеров. Разблокирован аэропорт и морской порт, и тысячи людей спасены.
Шестой довод - "Надо было сесть за стол переговоров с теми, кто развязал погромы". Правительство Везирова не только село, оно служило НФА! Сколько раз садились за стол демократы-посредники, но, как только дело доходило до Карабаха, - переговоры кончались. А во время погромов - какие "круглые столы"? Когда "Память" в Москве размахалась кулаками - не сжигала живьем, не выкалывала глаза - так ведь не за стол переговоров сели, а в милицию побежали.
Седьмой довод - "В НФА есть разные крылья, и вообще он не мог остановить погромы". Организация, которая могла парализовать действия 6-ти тысячного горнизона, которая уже год держит в голоде и холоде разоренную землетрясением Армению, организация, которая взяла власть в нескольких населенных пунктах, прорвала границу, - не могла остановить погромы?
Восьмой довод - "Но лидеры НФА боролись за суверенитет, не будет ли суд над ними антиреволюционной акцией?" НФА вырос не из диссидентского движения. В списках политзаключенных нет никого из них. Еще недавно НФА не делал никаких шагов к суверенитету, иначе бы об этих шагах знала страна, как знает она о Прибалтийском хозрасчете, и решении Литовской компартии.
Вот такие аргументы. Когда мне говорят, что прорыв границы в любом случае - благо, что сожжение партбилета под дулом пистолета - прогрессивное явление, и вообще не имеет значения, кто уничтожает "прогнившие структуры", пусть уголовники! - я вспоминаю Нечаева с его планами революционной организации из уголовников, вспоминаю и "эксы" большевиков. Да, в Народном Фронте Азербайджана, как и во всяком движении, есть не только разные люди, но и разные фракции. Тем, кто помог несчастным жертвам спрятаться и бежать, - вечная благодарность спасенных! Но не эти люди владели ситуацией. К власти в Азербайджане пришла сильная, беспощадная партия, и она отправит своих оппозиционеров на тот свет, как только у нее будут развязаны руки. "Прогнившие структуры" этого не сделают, - не посмеют, а свежие "структуры" - вполне. Какая это жестокость по отношению к азербайджанскому народу у тех, кто оправдывает НФА! Мы-то и слышать не хотим о Васильеве в качестве "русского царя", а азербайджанцы не люди? Да, народ вправе выбрать свою судьбу. Иран сменил "западника" шаха на Хомейни. В тексте одного из идеологов НФА сказано, что Иран - самая процветающая страна мира. Но долг нашей страны и мира - помочь тем, кто не хочет жить под властью НФА.
Ультиматум Президиума Верховного Совета Азербайджана: "48 часов на вывод советских войск" - оказался блефом. Ультиматум надо поставить им - реальному руководству республики: или прекращение блокады, убийств, грабежей или исключение из федерации, - но только после вывода всех желающих и выплаты контрибуции за блокаду и погромы! Это пункт из Сахаровской конституции, в действующей конституции его нет, но в ней много чего нет. Впрочем, я думаю, что до этого не дойдет; ведь после ввода войск тональность НФА изменилась: русских уже просят не уезжать, гарантируя безопасность (и тем самым невольно признают, что это от них зависела прошлая опасность).
Надо обратиться и к Армянскому Освободительному Движению (АОД). Народное армянское ополчение правомерно только там, где не хватает армии для защиты населения, или она бездействует. Но те, кто взрывает и убивает ради дестабилизации "проклятого режима" - преступники, подлежащие суду. То, что АОД осудило вторжение в Баку, показывает, в какую пропасть может покатиться обезумевшая от цепи несчастий, ожесточившаяся Армения.
Нужен новый союзный договор, новая общественая структура для разрешения межнациональных конфликтов, нужен четкий, щепетильно жесткий к армии закон о чрезвычайном положении. Но сегодня всем нам - армянам, азербайджанцам, русским - придется стать либо на сторону террора, либо на сторону государства и закона. В этой ситуации есть желающие стать на третью сторону - сторону развитой демократии, то есть того, чего еще нет.
А ведь был у нас Короленко. Да, он молился за каждую невинную жертву, обличал большевиков за "красный террор", но когда "красные", освобождая город, железной рукой подавляли ерейские погромы и мародерство, он это приветствовал, а не прятался за скользкое, дурно пахнущее слово "неоднозначно".
Если бы у наших депутатов и демократической общественности хватило мужества однозначно поддержать правопорядок! Если бы у них хватило честности признать, что нет такого решения проблемы НКАО, которое удовлетворило бы и тех, для кого НКАО - это - Арцах, и тех, для кого НКАО - это Карабах! Это надо признать перед все миром и попросить ООН об участии и наблюдении за этим регионом.
За последние годв не раз говорилось и писалось: "Хватит экспериментов с "особым путем". Надо вернуться в цивилизацию. Сейчас проверяется: нужна ли нам действительно цивилизация? Ибо вся цивилизация осудила террор и одобрила ввод войск - в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио - везде. И только мы одни в этой своей "отдельно взятой стране", вопреки всей цивилизации, вопреки здравому смыслу и опыту опять хотим сделать на этой земле то, чего на земле сделать нельзя, т.е. спасти жертв террора, не применяя оружия. Чем скорее мы поймем, что это невозможно, тем быстрее наступит день, когда кровь перестанет литься - не вообще кровь; так не бывает! - а в таких масштабах, как она льется сейчас.