Застой на Украине был образцово-показательным. Колосальные потери Украины за годы Советской власти, а сюда включаются кровавая гражданская война, искусственно вызванный голод 30-х годов, унесший около 8 миллионов жизней, истребление, под видом борьбы с "украинским национализмом" интеллигенции, целенаправленная политика русификации, - все это привело к тому привычному для советской державы состоянию безразличия и апатии, которое было и остается непоколебимым фундаментом мафии Брежнева-Щербицкого. Денационализованное население Восточной Украины индифферентно относится как к проблемам национального возрождения, так и к общедемократическим устремлениям.
Западная Украина, не столь отягощенная советским прошлым, представляет собой разительный контраст. Квазиевропейский облик, значительное преобладание коренного населения, давние традиции национально-освободительной борьбы обеспечили сравнительно быструю активизацию народа и консолидацию сил в форме Народного Руха (движения).
Проект программы Народного Руха Украины (НРУ), опубликованный в феврале этого года газетой "Литературная Украина" по инициативе Союза писателей, был очень умерен и лоялен к партии, а национальное возрождение предполагалось осуществлять, сверяясь с ленинскими принципами. Партия, однако, признанию любви не поверила и, заклеймив Рух оппозиционной политической структурой, повела настоящую травлю инициаторов публикации. В опале оказалась группа прогрессивных украинских литераторов как в центре (И.Драч, В.Яворивский - Киев) так и на периферии, где, выполняя постановления пленума СП, была предпринята попытка создать первичные организации НРУ. Республиканское руководство постановило считать недопустимым одновременное членство в КПСС и активную поддержку Руха. В прессе развязалась кампания дискредитации Руха, причем самыми рьяными нападками разразились русскоязычные издания.
В Западном регионе благоприятные условия для становления Руха подготовили научно-культурные общества: "Товарищество Львова" (Львов), "Рух" (Ивано-Франковск), "Тарнове Поле" (Тернополь) и др., которым своими родительными действиями в защиту украинской национальной культуры удалось завоевать поддержку интеллигенции и доверие рабочих и селян.
Такая форма объединения усилий, как научно-культурные клубы, оказалась очень действенной в смысле образования совершенно новых гражданских структур общества. Официальный статус, сеть территориальный филиалов, активное участие населения в проводимых акциях, неизбежная в силу бездарности существующей системы, политизация привели к тому, что, например, заседания "Руха" в Ивано-Франковске представляют собой по-существу независимый областной Совет, куда жители могут обращаться за поддержкой, рассчитывая на конкретную помощь. Характерными являются "зеленые" и "мемориальские" компании. Естественная ситуация - сход жителей села делегирует представителей в "Рух" в связи с размещением по-соседству экологически грязного предприятия. На заседании создается компетентная комиссия, которая, изучив проблему, используя средства массовой информации, сбор подписей и пр. способна оказать решающее давление на власть. Члены "Руха" делают погоду на многих промышленных предприятиях Ивано-Франковска - вплоть до открытого политбоя с первым секретарем обкома. Регулярно действует круглый стол с областным и городским руководством, на котором преобладает сдержанная конфронтация.
Предвыборное брожение во Львове, проявившееся в ежедневных митингах и забастовках, увенчалось созданием Львовской региональной организации НРУ, в раду (совет) которой вошли народные депутаты поэт Р.Братунь и профессор И.Вакарчук. В провозглашенной Декларации отсутствует тезис о руководящей роли партии, подчеркивается, что НРУ выступает за превращение УССР в суверенное правовое государство в рамках союзной конфедерации. Региональные организации НРУ в предверии общересрубликанского учредительного съезда образовались в большинстве областей, но, если на западе это действительно отображение широкого, сходного с Балтией, национально-демократического движения, то в остальных местах НРУ - это группы энтузиастов, напоминающие Московский НФ. Следует отметить, что НРУ пользуется поддержкой неформальных политических организаций, среди которых выделяется Украинское Хельсинское Общество (УХС).
УХС было образовано летом 88-го года бывшими политзаключенными, членами репрессированной во времена застоя правозащитной Хельсинской Группы. Как чистый "неформал" УХС, естественно, радикальней Руха, хотя и здесь не ставится вопрос об отделении Украины, а цель сформулированна в виде достижения политического и экономического суверенитета. Сообщество занимает принципиальную позицию в оценке истории советской власти на Украине, рассматривая ее, как историю спланированных акций геноцида, этноцида и экоцида против украинского народа, порожденных тоталитарным устройством Союза ССР. Филиалы УХС действуют по всей Украине, но только на Западной Украине организация имеет значительную социальную базу, где в УХС вступают даже коммунисты. Лидеры УХС В.Чорновил, Б.Горынь и Л.Лукьяненко, хорошо известные в народе, обычно представляют Украину на различных международных мероприятиях.
Сообщества входят в руководящие структуры НРУ, а поскольку УХС по официальной версии "националистическая экстремистская группировка", то это является в известном смысле камнем преткновения для окончательного признания НРУ. В кулуарах утверждается, что УХС предстоит трансформация в партию национальной независимости.
Самостоятельным мощным фактором народного движения на Западной Украине является движение верующих Украинской Католической Церкви за легализацию и реабилитацию этой религиозной конфессии. С 1946 года, когда явно инспирированный сверху Львовский собор постановил распустить УКЦ (Церковь официально была обвинена в сотрудничестве с фашистами), греко-католики подвергаются жестоким преследованиям. Тем не менее, по различным оценкам, их число составляет от 2,5 до 5 млн. человек. Своеобразие имеющей многовековую историю УКЦ заключается в сочетании восточного (греческого) обряда с духовным подчинением Риму. Верующие УКЦ требуют возвращения своих храмов, которые сейчас находятся в распоряжении Русской Православной Церкви. Глава РПЦ патриарх Пимен заявил, что пока он жив, легализации УКЦ не допустит, а Папа римский Иоанн Павел II отказывается посетить СССР до тех пор, пока не будет решен положительно вопрос об официальном статусе украински„ греко-католиков. Позиция власти? Пример соседей-поляков наглядно демонстрирует, какую опасность несет для тоталитаризма массовая неподконтрольная государству Церковь.
Немаловажным аспектом украинских проблем является дилемма: быть или не быть национальной символике? Сине-желтый флаг и герб-трезубец Св.Владимира - святыни Украины, в этом едины и НРУ, и УХС и все остальные общественные организации. И дело даже не в тонкостях исторической аргументации, где сейчас основательно погрязли в поисках чего-нибудь "красненького" апологеты официальной теории, а в том, что украинская национальная символика не умирала никогда. Даже во времена, когда за сине-желтую ленту и портрет Кобзаря в хате угоняли в Сибирь, она появлялась в народной одежде, в вышивке рушника, скрывалась в росписи посуды, пряталась в укромных углах вместе с церковным календарем и томиком Шевченко. Какие еще нужны доказательства? И хотя пока еще за национальный стяг хватают и штрафуют в Киеве и Запорожье, Харькове и Днепропетровске, уже три месяца беспрепятственно развевается "несанкционированный" флаг в центре Львова, сотни сине-желтых поднимаются на митингах в больших и малых городах Галичины. И это доказательство того, что вопрос о национальной символике решается не постановлением "дядьки в Киеве", а как-то существенно иначе.
Итак, ласково просимо на Украину! Хотите в Киев? А интересней во Львов. Здесь Вас отведут к Шевченкови, на место, где на 50-м году построения коммунизма, наконец-то, собрались почтить народного поэта памятником. Здесь Вы поклонитесь Тарасови, как поклонились ему здесь Геннадий Хазанов и первый секретарь Львовского обкома Погребняк... Вы услышите здесь столько "националистических" песен, что их не перепишут все киевские бюрократы вместе взятые. Вы увидите митинги и демонстрации, политические и религиозные, санкционированные и несанкционированные (если несанкционированные, то обязательно 100-тысячные - чтобы народ не побили), с морем национальной символики, на которых можно услышать подряд призывы: "Слава Степану Бандери!" и "Слава академику Сахарову!" А лозунг "Геть (долой) оккупантов с Украины!" - это вовсе не требование какой-то политической организации, а живое творчество масс, точнее, львовских студентов. А красно-черный флаг - не знак принадлежности к Украинской Повстанческой Армии, а акция протеста в связи с очередным избиением в Ивано-Франковске "неизвестными", закончившимся трагически...
Если вы из Восточной Украины, то вам посочувствуют, пообещают освободить, объяснят, что отделяться будем только вместе, потому что "Украину делили враги, а сами украинцы - никогда!".
Запомните, что на приветствие: "Слава Украины!" надо отвечать: "Героям слава", а Сталина хвалить не стоит...
Вас с радостью примет народ, все история которого - история трагической и неравной борьбы за ВОЛЮ!
И сейчас в этой борьбе его надежда - это НАРОДНЫЙ РУХ!