(by TRANSLATE.RU)
ПАНОРАМА
 N 7, август 1989

Я ЖИВУ В НОВОМ УЗЕНЕ

Интервью у очевидца Сергея Кузнецова взял Александр БОЛОТОВ.

Александр Болотов: Сергей, скажите, что все-таки произошло в Новом Узене? Что это было: разгул хулиганства, антисоветский мятеж, межобщинные столкновения? Каково Ваше мнение как очевидца?
Сергей Кузнецов: Ну, газеты обо всем написали более-менее верно. Конечно, это не разгул хулиганства и не мятеж. Я бы сказал, что это - народные волнения. Стихийный, как раньше бы сказали, бунт. Это был как бы мятеж неимущих против...
А.Б.: ...имущих?
С.К.: Да.
А.Б.: А почему неимущими оказались только казахи? Или это неверно? Газеты писали: "лица коренной национальности". Это казахи, или нет?
С.К.:Казахи, казахи. Тут все просто. Они там - на самом дне. На самых верхах (потому что надо начальников - партийных, там, и т.д. - иметь из казахов) - и на самом дне тоже. Молодежь, которая пришла из казахских сел в города бывшей Мангышлакской области и в вахтовые поселки, - она же совершенно необразованная, они по-русски еле-еле говорят, некоторые писать и читать не умеют, образование у них в школах дают - одно название, на работе они самой неквалифицированной, многие вообще без работы. А русские, украинцы, кавказцы - они же туда были выписаны как специалисты: нефтяники и т.д. Потом: в вахтовых поселках все есть - вертолеты, видео, водка, чай, автобусы "Икарус" - для казахов это - как другая планета. Возникает социальное неравенство, но с национальным оттенком.
А.Б.: А почему гнев казахов направился против кавказцев? И вообще, почему там так много кавказцев?
С.К.: Это традиционно сложилось: туда завозили нефтяников с другого берега Каспия: из Азербайджана там, из Грозного, из Дагестана. А за ними приезжали друзья, знакомые. Так и получилось. В Узене, например, много лезгин, аварцев, вообще дагестанцев много, много азербайджанцев. Кооперативы там открыли тоже в основном дагестанцы.
А.Б.: Что послужило толчком к беспорядкам? Действительно, стычка подростков на танцплощадке? То есть, все случайно?
С.К.: Ну, во-первых, не подростков, а молодых парней. А потом, все давно знали, что скоро будут кавказцев резать...
А.Б.: То есть как знали? Откуда?
С.К.: Ну, весь Узень знал. Даже весь Мангышлак. Разговоры такие шли. Листовки распространялись - среди казахов. Некоторые казахи даже своим приятелям - лезгинам, там, ингушам, нгыцам, да и русским, говорили: "Слушай, ты давай уезжай домой, а то наши ваших скоро резать будут".
А.Б.: А почему никаких мер не было принято?
С.К.: Я что, КГБ? Что ты меня-то спрашиваешь?
А.Б.: Сергей, Вы сказали: листовки. Когда они появились, кто их печатал, от чьего лица? Вы вообще их видели?
С.К.: Ну, видел. Но они же по-казахски. Я знаю, что там написано? Говорили, написано, что русских надо прогнать, что казахи вымирают, что русские грабят природные богатства Казахстана, ну и т.д. А появились уже года два. И вообще, то, что били кавказцев, а не славян, это случайность. Просто те - люди южные, легко заводятся. Могли и русских бить. В марте же русских били.
А.Б.: А что в марте было? Пресса об этом ничего не сообщала.
С.К.: В марте русских били. Но это не у нас, это севернее - в Гурьевской области, в смысле - там, где всегда была Гурьевская область. Там казахи напали на русских, нефтяников-вахтовиков, в Каравоне, Мунайл , Кульсар , говорят... Там и после того, как у нас началось, вновь казахи выступили. А в марте они на Тенгизе - знаете, знаменитое месторождение? - вахтовый поселок совершенно разгромили. Вахтовиков, рассказывают, загнали в бойлерную и забросали бутылками с зажигательной смесью. Так говорят. Точно не знаю - газеты, конечно, молчали. Но у нас буровики собирались бастовать, если безопасность не обеспечат и подобное повторится.
А.Б.: А Вы можете рассказать о настроениях казахов?
С.К.: Они очень агрессивные стали. Я на Мангышлаке восемь лет живу, и раньше - до Горбачева - они спокойные были. Затюканные такие. Водки или чачи напьются, или анаши накурятся - и ничего им не надо. А вот когда Кунаева скинули - все изменилось. Тогда ведь не только в Алма-Ате - тогда во многих местах выступления были, просто об этом не писали. Наши казахи тоже, конечно, все были против того, что русского назначили. Тогда слухи распространялись, что это вообще делается, чтобы Казахстан как союзную республику упразднить - потому что казахов там в процентном отношении меньше какой-то нормы. Казахи были очень недовольны.
А.Б.: Они были за Кунаева?
С.К.: Наши - нет. Кунаев - из другого жуза, из другого рода. Они его ненавидели. Но они были против русского. Их оскорбили, что посадили русского. Тогда и листовки появились, и разговоры разные. И в драках - когда казахи с русскими дерутся - раньше русские по-русски кричали, там, скажем: "Чурка с глазами!", а казахи по-казахски: "Сын шлюхи!", например, а теперь тоже стали кричать по-русски, мол, "сволочи, русские, скоро мы вас выгоним с нашей земли!". И все такое. Стали обижаться на русские имена - у них, у казахов, имена сложные, длинные бывают, сложнее, чем у узбеков, туркмен, не обычные исламские Али, там, или Мухаммед. Их и переделывают на русский лад для удобства. Раньше - ничего, а теперь - обижаются. Но, говорят, это теперь - во всем Казахстане.
А.Б.: Скажите, беспорядки, по Вашему мнению, были подготовлены заранее?
С.К.: Именно вот начало столкновений - нет. А вообще готовились. Может быть не технически, но психологически - да. Потом там у нас безработных - тьма. Им лишь бы чем заняться. Им дать по четвертаку, или чуть-чуть анаши - на все пойдут. Почему все в Узене произошло, а не в Шевченко? Потому что Узень - это страшный сон. Степь, пустыня. На восток от нас - ничего. Плаво Устюрт. До самого Арала. Люди с вездеходами терялись, и их потом только через несколько лет находили - самол„ты случайно обнаруживали. Воды нет. Жилья нет. Работы нет. Одна железная дорога - на Мангышлак. Вечно перегружена. Билет достать - подмазать надо. Вс„ по блату. Особенно жиль„ и лекарства. Тиф у нас обычная болезнь. О желтухе не говорю. У нас, говорят, что чума не возникает только потому, что байбаки в степи передохли. Раньше, бывало, ветер доносил влагу от Арала, с востока или с юга - от Кара-Богаза, или с юго-востока - с Сара-Камыша. Теперь их всех нет. Раскал„нный ветер. Песок. Байбаки и передохли. А то и чума бы была. В Каракалпакии, говорят, была. Сельское хозяйство там у нас совершенно погибло: скот кормить нечем. Вот казахи и хлынули в города. Города не для них строили - для горняков, нефтяников. Жилья нет, они "нахалстрой" устроили, трущобы по окраинам. Работы нет, анаши навалом. Половина этой молодежи жив„т за сч„т "левого" заработка: спекуляции, мелкого воровства, перепродажи наркотиков, содержания проститутокоз. Проституция у нас достигает чудовищного размаха, особенно среди немусульманского населения: мусульманские законы на этот сч„т очень строги, да и вахтовикам европейские женщины больше нравятся.
Начинают промысел с 12-13 лет. Гоноррея у нас так же распространена, как грип. Половой туберкул„з распростран„н. Презервативы - как тв„рдая валюта. Как чай. За чай и за презервативы - вс„ купить можно. И на что угодно сагитировать. Казахи вообще без чаю не могут. А презервативы, говорят, по большому блату выдают начальству, ну и там, милиции, кагебешникам тоже. Казахи говорят, что все русские женщины - "шлюхи". Что мы к ним сифилис специально заносим. Что от нас все беды. Что русские специально Арал уничтожили и хотят Балхаш уничтожить. Даже такие слухи распространяются, что республику ликвидируют, весь Западный и Северо-восточный Казахстан присоединят к РСФСР, создадут где-то в центре несколько автономных республик: Корейскую, Немецкую, Уйгурскую, Крымско-татарскую, АССР ещ„ каких-то там татар - не крымских. Забалхашье киргизам отдадут, а казахов выселят, одни говорят - в Китай, другие говорят - в Монголию, а третьи в Туркмению, Кара-Кумы осваивать. Многие казахи верят. Там у них разные самозванные муллы ходят. Им вообще верят, что бы те ни сказали: скажут "завтра - конец света"- поверят. Это же Азия.
А.Б. И последний вопрос. Вы жив„те в Казахстане 8 лет. Вы говорите по-казахски?
С.К. Нет. Ну, я знаю слов 6О, может 1ОО. Могу сказать "здравствуй", "до свидания", "спасибо", "как пройти" и всё такое. Основные ругательства знаю. А больше зачем? Все казахи худо-бедно по-русски говорят.
А.Б. А Вам не кажется, что это и есть великодержавный шовинизм?
С.К. Ну, не знаю. Может, и шовинизм. Но ведь не казахи нас завоевали, а мы их. И потом, у нас там казахский язык не нужен. Русских больше, чем казахов. Вся документация на русском языке. Нет, ну честное слово, я не специально. Я никакой специальной ненависти к казахам не испытываю. Жизнь не заставляет. У нас люди по 5-1О лет живут и ни слова по-казахски не знают. Просто не нужно. Вот было бы нужно - может и выучили бы. Я даже понимаю где-то казахов: ясно, им обидно.

Image
ПАНОРАМА