ПАРАГРАФИСТЫ И ДРУГИЕ ЛЮДИ
"ПАРАГРАФ"
25 июня в ДК им. Горького состоялась
встреча с читателями редколлегии независимого
московского журнала "Параграф".
На встрече присутствовало около
50 человек - авторы и читатели журнала.
"Экспресс-хроника" N27
"Но особенно замечателен "независимый московский журнал" "Параграф". Оставаясь, к сожалению, малоизвестным, с тиражом 30-40 экземпляров, он просто поражает высокой культурой, профессионализмом, какой -то общей опрятностью. "Параграф" помещает не только чисто журналистские материалы (статьи, очерки,рецензии), но и художественную прозу. Фотографии, рисунки - все в этом журнале... достаточно высокого качества." ("Гласность", N29)
Вот так и хвалят - почти взахлеб, обязательно отмечая высокий уровень - культуры ли, журналистики, оформления, и всегда выделяя "Параграф" в потоке самиздатской периодики: "Это совершенно особенный журнал..."
И вот, этот журнал устраивает встречу с читателями. Читателей, однако, пришло не так уж много. Что сейчас будет?
Главный редактор - А.Морозов - открывает встречу, на всякий случай напоминая почитателям, о каком журнале пойдет речь:
"Мировоззрение нашего поколения катастрофично. Любому из нас трудно согласиться на какую-нибудь благополучную "идейность" - будь то банальный либерализм или торжественная почвенническая патетика..."
"Параграф" не информирует, не следит целенаправленно за событиями, скорее, он стремится более или менее подробно передать какой-то срез сегодняшнего сознания, в котором тесно, непричесанно сплетены самые невозможные понятия, культурные источники..."
Справившись с легким замешательством (все-таки тон сразу задан непривычный), начали выступать читатели. Первые ораторы предпочли остаться на торной дороге общих восхвалений и обсуждения тиражной политики редакции:
"...очень высокий уровень журналистики!"
"...не хватает даже на библиотеки независимой печати!"
"...необходимо многократное увеличение тиража. Дешевизна "Параграфа" развратна."
Призыв Морозова говорить конкретнее о материалах подействовал не вполне: решившиеся ступить на зыбкую почву разговора по существу принялись обсуждать, что же это за явление такое - "§"? При этом, если и упоминались конкретные материалы, то чаще лежащие на границе "параграфичности", на стыке с разработанными, привычными формами, или прямо исключения для "§": репортаж о Ельцине, стихи Кротова, интервью с Ольгой Седаковой. Рубрика "Новый орнамент" вызвала даже дискуссию на тему "Можно ли так вообще?".
И мечется главный редактор, возражая выступающим через одного:
"Параграф" - не культурологический журнал,
"Параграф" - не концептуалистский журнал,
"Параграф" - не литературно-художественный журнал.
А какой?
Получилось, что выступающие как бы вставали и представлялись, но вместо обычного ФИО, года рождения, говорили о своем восприятии журнала:
"Мне близки позиции персонализма, на которых стоит журнал."
"Все то, что происходит на страницах "Параграфа", происходит на обочине жизни."
"Сейчас нужны не идеология и не мифология, а просвещение. Это направление меня лично смиряет даже с неблизкими по духу материалами."
"Общее впечатление - ощущение беспросветной катастрофичности."
"Это особая тенденция "Параграфа" - увидеть человека и взять его с собой. Не по-журналистски человечно. Взгляд в человека, а не в тенденцию его."
Все сходились в том, что журнал НУЖЕН: кому для "сопоставления с собственным духовным опытом", кому для "революции на Дальнем Востоке, как ее назвал М.С.Горбачев во время своего посещения."
После перерыва по настоянию публики Морозов неохотно выпустил из-за своей спины других редакторов и авторов "Параграфа". Выступил А.Фурман (тот самый "двухлетний кареглазый Фурман", см. "§"4, только взрослый); В.Котов, ведущий "Новый орнамент", заявил о своей чуждости журналу; блестящий Д.Галковский (Совков - Одиноков) назвал "§" журналом неудачников, а И.Маханьков (Хенкин) выразил мнение, что тираж надо бы сократить, а то и вовсе закрыть журнал, "пока не поздно". Очень жаль, что не выступил Шамиль Абряров, хотя и страшновато - что-то он бы еще добавил?
* * *
Журнал-парадокс, исключение, теплица, в которой садоводы-любители холят прямую речь, журнал, который и обсуждать-то можно только очень лично и "на высоком уровне".
На встрече присутствовали политические неформалы, экумены, музыканты, независимые и официальные журналисты, просто тихие интеллигенты...
Мне кажется, "Параграф" близок акмеизму: "Нет равенства и нет соперничества, есть сообщество сущих в заговоре против пустоты и небытия"*. Но если для акмеистов слово - камень: "Зодчий говорит: я строю - значит, я прав.", то в разорванном и лишенном "большой любви" мире тридцатилетних нет правоты и нет камней, а "какой безумец согласится строить, если он не верит в реальность материала, сопротивление которого он должен победить". Хотя безумцев как раз хватает...
В "Параграфе" слово - росток на случайно нащупанном островке твердой земли под ногами - в детстве, в своем искусстве, в отрицании того, что осознанно как зло, в общении с религиозным поэтом.
В.Игрунов сказал, что "Параграф" сегодня - наиболее оправданный журнал". И, возможно, не так далека от истины была представительница Народного Фронта Сахалина, сказав, что "Параграф" - НОРМАЛЬНЫЙ журнал. Может быть, один из немногих нормальных.
ОЛЬГА ГИЛЬМАН
________________________________
* О.Мандельштам, "Утро акмеизма".
ПАНОРАМА