21 июля в Московском бюро информационного обмена побывал сотрудник русской редакции "АТМОДЫ" Владимир ЛИНДЕРМАН. Мы задали ему несколько вопросов.
фото С.Чапнина
В.Линдерман (слева) и А.Сержант - издатели независимого журнала "Третья модернизация" на II съезде профсоюза независимых журналистов
- Сейчас "Атмода" читается в Москве с таким же интересом, как "Московские новости" или "Огонек" в прошлом году. Для всех нас "Атмода" - большое событие. Расскажите немного о русской редакции.
- В принципе, как таковой русской редакции в "Атмоде" нет. Есть группа сотрудников, пишущих на русском языке. Редактор - Алексей Григорьев. Мы - не профессиональные журналисты, если говорить об образовании. Алексей, к примеру, филолог, несколько лет он преподавал в Университете, его диссертация была посвящена английскому романтизму. Александр Казаков - тоже не журналист. Екатерина Борщева в прошлом преподавала в музыкальной школе.
- Я знаю, что еще несколько лет назад в одной из многотиражек Риги ты публиковал смешные репортажи, пародирующие стилистику советских масс-медиа. Этот опыт как-то сказался при сотрудничестве с "Атмодой"?
- Пожалуй, никак. Тогда это было чистое искусство. Это было проживание времени. А в "Атмоде" каждое слово становится политическим инструментом.
- Ты принадлежишь к тому поколению и к тому кругу, для которых всякая "политика" была предосудительным занятием, к ней относились брезгливо... Как же теперь?
- Ответить на этот вопрос трудно. Я все время думаю об этом. То, чем я занимался до "политики", давало такое ощущение внутренней свободы, какого теперь нет. Теперь я отчасти функционер. Но внутренний голос жестко и безальтернативно подсказывает, что я должен заниматься сейчас именно этим.
- Ты - сторонник независимости Латвии?
- Да.
- Считаешь ли ты, что всем нам угрожает опасность чрезмерной политизации сознания?
- Опасность? Не стал бы говорить так резко. Если говорить о ситуации в Балтии - там политика не так противна. Те этнополитические проблемы, которые обсуждаются в Балтии, обсуждаются на довольно высоком уровне. Вопрос свободы нации - это вопрос не жестко политизированный. У него есть духовная подоплека. Борьба за национальное освобождение - это не только опыт политического свержения тоталитаризма, но и определенный духовный, чисто духовный опыт.