В мае Бюро информационного обмена распространило специальный выпуск "РЕЕСТРА", содержащий список документов "антисионистских" организаций, широко распространяемых в самиздате.
Разговаривая с непосвященным человеком о "неформалах", можно с уверенностью предположить, что разговор коснется прежде всего трех структур - Народного Фронта, Демократического Союза и "Памяти".
"Память" довольно редко выходит из подполья, но когда все же выходит, поражаешься несоответствию реальности и сложившегося о ней представления. Слушая ее лидеров, убеждаешься, что к национальному возрождению эта организация имеет весьма косвенное отношение. И ее популярность вызвана скорее раскрепощенным бытовым антисемитизмом, нежели согласием с содержанием речей вождей.
Прежде всего установим, какие именно объединения считают себя "Памятью", и какие мы будем относить к "Памяти" невзирая на флер самонаименования. Движение за русское национальное возрождение достаточно многолико. Оно включает и либеральные круги, и национально-ориентированные религиозно-философские течения, и радикальные национально-патриотические объединения. С "Памятью" обычно отождествляются именно они. Попробуем определить "Память" как конгломерат группировок радикального неформального крыла русского национального движения, считающего важнейшей задачей борьбу против сионизма и космополитизма. Под сионизмом, или, иначе говоря, сионо-масонским заговором понимается стремление иудеев захватить власть над миром, а культурный и политический космополитизм рассматривается как одна из форм реализации этой цели в России, как оружие сионо-масонов в борьбе за власть. В качестве самоназвания антисионисты используют обычно определения "патриотическое движение" и "патриотическое объединение" и только иногда - "Память". Собственно "Память" - самое старое и получившее широкую известность движение, сейчас разделившееся на несколько частей.
Реально существуют:
1. Национально-патриотический фронт "Память" во главе с Дмитрием Васильевым. Центральный Совет находится в Москве.
2. Национально-патриотический фронт "Память" (или, как ее называют оппоненты, "группировка Н.Филимонова-К.Сиволапова-С.Воротынцева"). ЦС также в Москве.
3. Всемирный антисионистский и антимасонский фронт "Память" В.Емельянова.
4. Движение "Память" и входящие в него Патриотический союз "Россия" И.Сычева и "Русский центр" Т.Пономаревой. (Москва)
5. Группа "Память" братьев Поповых (Москва).
6. Группа "Память" И.Синявина (Москва).
7. Ленинградский Национально-патриотический фронт "Память" Риверова-Жербина-Грибанова.
8. Историко-патриотическое движение "Память" И.Николаева (Новосибирск).
9. Группа "Память" В.Казанцева (Новосибирск).
Помимо них существуют еще отдельные группы "памятного" направления, это "Патриоты" (А.Романенко), "Группа защиты классического наследия", клубы "Витязь" и "Сергей Есенин", кооператив "Родник", "Русский национально-православный центр" (Антонов-Лысенко)* в Ленинграде; "Отечество" (Ю. Липатников) в Свердловске, "Родина" в Челябинске, "Верность" (А.Турик) в Иркутске и некоторые другие. Часть перечисленных групп входят в Союз патриотических организаций Урала и Сибири.
Можно сказать, что сейчас создана супер-"Память" - "Союз духовного возрождения Отечества", куда вошло большинство перечисленных организаций.
Принципиальные различия между группировками невелики. В основном они сводятся к вопросу о возможности сотрудничества с властями, к тому, является ли существующее правительство ставленником сионо- масонов и, соответственно, проводящим курс на подчинение и уничтожение русской нации. В некоторых документах радикальных групп "Памяти" пофамильно указываются "антипатриоты" и "скрытые масоны" в политбюро и Академии Наук.
Активизация, движения началась с 1985 года. Сейчас "Память" более открыта, ее лидеров можно услышать на митингах, программные материалы печатаются в неподцензурных изданиях.
Их известно немного:
1. "Вестник патриотического движения "Память". И.Вогащенко. Новосибирск. Издается" с 1988 года. 45 стр.
2. "Непрядва". Г.Миманов. Москва. С 1988. 80 стр.
3. "Память" (рукописный орган историко-патриотического движения "Память"). Редакция не указана. Новосибирск. С 1988. 8 стр.
4. "Русские ведомости". И.Синявин. Москва. С 1989. 6 стр.
5. "Свободное слово Руси". И.Синявин. Москва-Нью-Йорк. С 1959. 55стр.
6. "Святая Русь" (Добровольческий национально-патриотический журнал русского народа). Редакция не указана. Ленинград. С 1985. 100 стр.
Существуют также журналы "На вахте" (Новосибирск) и "Православная Русь" (Ленинград). Примыкает к "Памяти" издание "Вестник историко- культурного объединения "Отечество" (Свердловск). С другой стороны к "Памяти" довольно близок "Русский вестник", издаваемый "Христианским патриотическим союзом" (Москва), представляющий консервативное крыло русского национального возрождения.
______________
* РНПЦ - откололся от ленинградской "Памяти" в марте 1989, не желая признавать руководящую роль КПСС.
[Авторы статьи - В.Прибыловский и А.Суетнов - в бумажной версии не указаны]