До последней минуты место проведения съезда держалось в тайне. Делегатов и гостей из трех пунктов сбора кружным путем доставляли к цели проводники. Там, в маленьком полуподвальчике, где со стены неприязненно взирал на собравшихся вездесущий Ильич, в дни международного анархосиндикалистского праздника (1-2 мая) и состоялся 1 съезд КАС - конфедерации анархосиндикалистов России и Украины.
Перед началом работы все были ознакомлены с легендой о цели собрания, которой следует придерживаться в случае появления представителей власти. Вставанием и минутой молчания собравшиеся почтили память "всех анархистов, погибших в борьбе с государственностью, в том числе с нашим государством".
Работа съезда началась со знакомства. Первой выступила представительница зарубежного анархосиндикализма, значительно прояснившая для присутствующих трудности борьбы с социал-демократами в Швеции. Она также зачитала обращение испанских товарищей, приветствующих возрождение анархизма на родине великого Бакунина.
Александр Шубин рассказал о планах московского отделения провести листовочную кампанию за независимые профсоюзы, наладить связь с депутатами и оказывать на них постоянное давление, а также о том, как необходимы программные документы для дальнейшего распространения анархической идеологии. (Выработка программных документов и была с точки зрения москвичей основной задачей съезда. Однако многие другие организации желали, как выяснилось, прежде всего разобраться с вопросами тактики.)
Единственным городом, помимо Москвы, где КАСу удалось достичь заметного влияния, стал Харьков (клубы "Шанс" и "Ноябрь"). Там, если верить тому, что говорилось в кулуарах, анархические идеи не испытывают серьезной конкуренции со стороны других "неформалов".
Гораздо сложнее ситуация для анархистов Иркутска. 5 членов Социалистического клуба вступили в ДС, 5 - осознали себя анархистами. Не раз они были на грани полного раскола, но сознание того, что коммунистов все-таки гораздо больше, не позволяло сделать этот шаг. То и дело возникают парадоксальные ситуации. Скажем, выступает оратор-дээсовец, а лозунг, призываюший к многопартийности, держат два анархиста. (Для истинного анархиста, как известно, многопартийность так же омерзительна, как и любая другая "партийность".) Велось соревнование по сумме штрафов за участие в митингах. (Здесь, как не без гордости заметил оратор, ДС удалось обойти). Начата была также деятельность по конкретной поддержке населения. В связи с последней трое из четырех делегатов в настоящее время находятся под следствием.
Борис Былин, представляющий Томск, решил проверить, как воспринимаются анархические идеи широкими массами. Результат превзошел все ожидания. Его выдвинули кандидатом в кандидаты не только школа и СГПТУ, но и районное отделение внутренних дел. (Позднее все протоколы были признаны недействительными).
Были здесь и организации, еще не вступившие в КАС (АССА, Сiчь, Трудодень), были и отдельные анархосиндикалисты, так и не нашедшие родственной души в своем городе. У некоторых из них оказался бобгатый послужной список борьбы с государственностью: тайные общества, независимые профсоюзы, тюрьмы, подготовка побегов, психушки и даже попытка организации разбойной группы. Член МБА из Запорожья заранее упредил вопросы о численности и уставе: как выяснилось, у Международного Братства Анархистов их не может быть в принципе.
Поделился своими проблемами член "Движения за коммуны" из Калуги. Коммуны, как это ни печально, самопроизвольно гибнут. Ранее считалось, что причины этому, прежде всего, внешние. Однако, ныне все яснее роль внутренних противоречий, таких, например, как вождизм. Камнем преткновения остается и "женский вопрос": жены имеют тенденцию не отпускать в коммуны своих мужей. Выявилось также большое разнообразие взглядов на коммуны: от анархических до близких тем, которых придерживались красные кхмеры. Калужанин сообщил, что в настоящее время Движение борется за избрание в народные депутаты А.Тарасова (советского миллионера, прославленного "Взглядом").
После короткой схватки по мандатным вопросам съезд перешел к обсуждению программы. Наибольшие споры вызвало диссидентское предложение группы АССА (Анархо-Синдикалистская Свободная Ассоциация, базирующаяся в Петербурге*) отказаться от употребления в программе слова "социализм". Он полностью дискредитировал себя, народ и слышать о нем не хочет. Не все анархисты социалисты и АССА, в частности, социализма никогда не примет.
Однако поддержки этот призыв не находит. Харьков отказаться от социализма ни в коем случае не может. (Харьковчанам, в отличие от ленинградцев, обязательно нужно сказать, что мы за социализм и против капитализма, и уж потом объяснить, какого социализма мы не хотим). Москва устами Андрея Исаева заявляет, что от "социализма" отказаться, в принципе, может, но не хочет. "Не нужно отдавать "ИМ" хорошее слово". Далее излагается принятая в узких кругах версия о том, как испокон веков в социализме происходила непримиримая борьба двух тенденций: гуманистической (анархической) и государственической. Как из рога изобилия льются определения социализма и предложения о том, какое прилагательное стоило бы приставить к этому слову в программе: федеративный, самоуправляющийся, либеральный, вольный, демократический.) Последнее, впрочем, тут же получает достойную отповедь. Ведь демократия - тоже форма государственности.)
Последнее слово достается представителю АССы Петру Раушу. Кстати, здесь он, в отличие от старомодного Иркутска (черный бушлат, тельняшка) представляет, по-видимому, и последний крик анархической моды, как она видится с берегов Невы: волосы, собранные в пучок, шорты и черный берет. Ансамбль дополняется кирзовыми сапогами. Петр уверяет, что Сталин не замарал социализм, а создал, он призвал иметь совесть и уважать авторские права Иосифа Виссарионовича.
Однако "единственный, истинно анархический способ решения вопросов" - консенсус использовать все же не удается. В ход пускается гнусный демократический механизм - голосование. В программе утверждается БЕЗГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ. АССу уговаривают все-таки вступить в КАС и утешают тем, что согласно Организационному Договору меньшинство вправе не выполнять любые решения большинства.
__________________
- Анархисты? У нас? - собеседник смотрит с недоверием. - Ну, послушайте, откуда им здесь взяться? Одно из самых активных направлений? Отделения в десятке городов? Вы, наверное, разыгрываете!
Действительно, откуда? Ведь живой традиции анархизма у нас не сохранилось. ("Приходится начинать с нуля" - говорил Исаев во вступительном слове к съезду). Понятно, что все начинается от противного реального социализма. Кто-то отвергает всю идею целиком и находит себе новые пути (либерального демократа, христианина, националиста), но куда чаще социалистическая идея (вера в грядущее благостное переустройство мира в соответствии с неким рецептом, в коллективистские начала, неприятие социального неравенства) остается неприкосновенной, а неправильным признается лишь путь ее воплощения в жизнь.
Для одних преступник лишь Берия, другие сосредотачиваются на "отце и учителе", третьи возлагают вину за ошибки на партию "нового типа" и ее создателя, четвертые противопоставляют молодого Маркса Марксу пожилому. Анархосиндикалисты, наконец, обходятся вовсе без "единственно научной теории общества" и выбирают идейными вождями Прудона и Бакунина.
Лишь одному Богу известно, почему роль рассадника анархосиндикализма в наше время выпала на долю истфака МГПИ им. Ленина. Для создания организации была умело использована проходившая в 1986-1987 гг. так называемая "комсомольская дискуссия" перед съездом ВЛКСМ. Выделился круг политически активных студентов и 8 мая 1987 г. было организовано историко-политическое объединение "Община". (Создатели его со дня на день ждали исчключения из института, но репрессий не последовало.) "Община" стала одним из наиболее заметных в Москве клубов. Она была инициатором (вместе с ГД) знаменитой майской демонстрации, приведшей к созданию Гайдпарка на "Пушке". Сейчас издано уже 3О номеров журнала "Община", вероятно, самого интересного и самого многотиражного самиздатского журнала социалистического направления. Она же была закулисным организатором Демократической фракции ВЛКСМ, задуманной прежде всего как орудие его уничтожения. Впрочем, сейчас "Община" к этой затее охладела, и Демфракция жив„т теперь (если живет ещ„) самостоятельной жизнью.
Поначалу "общинники" были весьма осторожны и нередко в отношениях с официальными анциями использовали защитную окраску благонамеренности. Постепенно эта позиция менялась и сейчас они перестали скрывать радикализм своей программы. Этот радикализм, кстати, помешал серьезному участию в предвыборной кампании по Москве.
Стройная идеология, умелая тактика, внушающие симпатию лидеры - все это привело к тому, что "Община" стала центром притяжения части клубов ФСОК ("Федерация социалистических организаций и клубов"). 21 августа 1988 г. создается Альянс Социалистов-Федералистов, в сентябре он преобразуется в Союз независимых социалистов, а в январе 1989 г. получает, наконец, для большей ясности свое нынешнее название - КАС. (После чего ФСОК практически, перестал функционировать, по крайней мере в Москве).!
Очень упрощенно попытаюсь изложить идеологию "общинников". Будущее общество видится анархосиндикалистам как федерация самоуправляющихся общин. Право не существует. Общины внутренне самостоятельны, но отношения между ними регулируются договорами. Представительные органы создаются способом делегирования (делегат, представляющий общину в совете, может быть отозван в любой момент, вышестоящие федеративные органы формируются нижестоящими тоже по принципу делегирования). Средства производства принадлежат трудовым коллективам. Такая система должна обеспечить истинное народовластие, в то время как парламентская система предоставляет власть партиям. Основной метод борьбы за это светлое будущее сегодня - мирное распространение своих идей.
Пора, однако, вернуться к съезду. Одна бурная дискуссия сменялась другой, еще более бурной. Решительное неприятие вызвало предложение заменить армию всеобщим вооружением народа. Многие делегаты выражали настойчивое нежелание вооружаться, раздавались обещания с одним профессиональным корпусом разбить лю6ую милиционную армию. Предложения о полном разоружении встречались ссылками на угрозу феодального Ирана. Некоторые выражали готовность стать искупительной жертвой. Не остались забыты и цивилизации, павшие под ударами варваров. Оппоненты не стеснялись в выражениях.
- А это уже марксизм!
-Не надо вешать политических ярлыков. - ... - Я скоро буду говорить: От марксиста и слышу!
Ведущий то и дело успокаивает зал: - Вспомним, что анархия есть высшая Ффрма организованности и порядка. Будем вести себя как анархисты, а не как демократы.
Теоретики "Общины" пытались отвергнуть включение в программу положения о референдумах (по их мнению они дают преимущество организациям партийного типа), но делегаты провинции, еще не вполне проникшиеся "общинным мышлением", сумели все же их отстоять.
Интересна форма ведения заседаний. ПРЕЗИДИУМ НЕ избирался. Престо на сцене постоянно пребывало 5-6 членов московского отделения КАС, выступающих то в роли докладчиков, то ведущих или на худой конец секретариата или редакционной комиссии. В самые напряженные моменты в зал бросались призывы: "Не превращать анархию в хаос".
На второй день депутаты кончили обсуждать программные документы и перешли к иным животрепещущим проблемам. Больше всего споров вызвал флаг. Поочередно поступали предложения - красное знамя с черной звездой, черное знамя с красной звездой, черная звезда на красно-зеленом фоне. Выражались бурные протесты против "залитой кровью" красной звезды, ленинградцы предлагали вовсе отказаться от дискредитировавшего себя цвета. Обсуждалась древняя символика и цвета знамен французских королей. Попытка Исаева напомнить, что съезд должен решить еще несколько "мелких" организационных и тактических вопросов была встречена с негодованием. "Кто будет читать нашу программу?! Вот флаг - его увидят все!" После нескольких голосований был, наконец, принят флаг, где белыми буквами слово КАС было выведено на черно-красном фоне. Меньше разногласий]вызвал лозунг: "Власть народам, а не партиям!
В ходе дебатов многие пытались опираться на авторитет теории. К примеру, высказывалось мнение, что "анархия - это когда не орут без предоставления слова".
Далее немосковские делегаты вносили "конструктивные" предложения: издавать хронику, издавать теоретический журнал, разделить "Общину", выпускать "Общину" еженедельно, делать газету, на которую подписался бы Горбачев, и выпустить сборник анархических песен с нотами. В ответном слове редактор "Общины" Владимир Губарев рекомендовал чаще посылать в нее материалы.
Были приняты резолюции "О тактике", и "Об отношении к КПСС", после чего лидеры покинули съезд и отправились на прессконференциюю. Оставшиеся делегаты договорились созвать следующий съезд весной 1990 г., а осенью провести юбилейную конференцию, посвященную Махно.
Конец программы.
А.Василевский
______________________
* Называть этот город Ленинградом АССА категорически не рекомендовала.