ПРОФАНАЦИЯ
15-16 АПРЕЛЯ. МОСКВА. КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА
"Только у нас возникают идеи
Необходимые нациям нашим..."
"Бюрократическая камарилья
Нас страшится в своей боязни..."
Из стиха на стене конференции
К тому времени, когда в руки мне попали 23 и 24 выпуски "Хронографа", я слышал уже когда-то фамилию Скурлатова, причем в каком-то скверном контексте, только вот не помнил, в каком. Идейная биография В.И.Скурлатова, изложенная в "Хронографе", весьма насыщена, приведу только три пункта.
Первый: в начале 60-х годов, будучи комсомольским функционером, Скурлатов пишет "Устав нравов". Вот некоторые ключевые (но далеко не самые яркие) его положения:
"Настраивать молодежь на перманентную смертельную борьбу не только на сегодня и завтра, но и на послезавтра. Связать эту борьбу с космической миссией своего народа."
"Не заниматься так называемым "половым воспитанием"... Подавлять интерес к проблемам пола за счет поощрения интереса к романтике, революции, к путешествиям и особенно к романтике науки и творчества."
"Продумать комплекс военизации молодежи, с начальной школы." "Жестокое искоренение предателей, преступников, прелюбодеев, премудрых и бездумных... Два ока за око."
"Нет более подлого занятия, чем быть "мыслителем", "интеллигентом", премудрым пескарем, и нет более благородного дела, чем быть солдатом. Интеллигент - раб мертвого разума, а солдат - господин жизни, навязывающий мировому процессу свою волю... Судьба человека равна его силе и его породе: кто рожден рабом - тот всю жизнь останется рабом и побежденным, а кто рожден господином, тот и в смерти будет победиелем. И чтобы народу не выродиться, чтобы не стать рабами и роботами - надо возродить и утвердить навеки здоровый и ведущий к истинному бессмертию культ - култ солдата."
(Более полный текст "Устава" читайте в "Общине", N29)
Пункт второй: в 1975 году Скурлатов выпускает книгу "Сионизм и апартеид", а в 1977-м выступает как автор комментариев к книге прославленного уже и центральной прессой антисемита Владимира Бегуна "Вторжение без оружия".
Пункт третий: 15 декабря 1988 Скурлатов и его товарищи основали ни много, ни мало - Российский Народный Фронт (РНФ), что с их строны сопровождалось распространением текстов с подписями людей, об этих текстах не слышавших.
Что уж можно было бы ожидать от Фронта, имеющего такого лидера? Но я - человек доброжелательный и во всем надеюсь найти хоть что-то хорошее и серьезное. Тем более, что российское или просто русское национально-деократическое движение явно недостаточно представлено в нашем политическом спектре. И пошел на конференцию РНФ.
Первое сомнение - а вдруг "Хронограф" в чем-то зря обвинил Скурлатова? Действительно, Секретариат РНФ принял заявление, защищающее его от нападок. В заявлении приводятся слова и самого Скурлатова:
"Устав нравов" относится к жанру антиутопии-гротеска, это художественное соинение... Я написал его с юмором."
Что ж, чувство юмора у всех людей разное. Может быть, наверное, и такое. Но вот что пишется уже всерьез:
"После Канта разделение людей на тех, кто имеет характер ("господин", в терминологии Гегеля, "солдат") и на тех, у кого не хватает духа вызвыситься над наличным бытием ("раб", порабощенный разумом "интеллигент") стало общепринятым."
В.Скурлатов. "Молодежь и прогресс", 1980 г. (цитирую по "Хронографу" N29)
Что же касается сегодняшнего отношения комментатора к труду В.Бегуна, то на этот мой вопрос Скурлатов ответил:
- Книгу Бегуна публицистична, и там, может быть, есть смещенные акценты. От Скурлатова я отошел. Но, может, он не лидер уже в РНФ? Нет - лидер, и это было очевидно на конференции.
Есть и другие. В секретариат РНФ после декабрьского учредительного собрания вошли, кроме Скурлатова, шесть человек. Из них я знал четверых:
- Дергунов - лидер "патриотической оппозиции" в Московском НФ;
- Фадеев - демократ из "Перестройки-88", пытавшийся прошлой осенью основать "Партию городских и сельских хозяев";
- Малютин - член руководства МНФ, известный проводник линии Севастопольского райкома КПСС в движении (вышел из РНФ в марте по требованию МНФ, но уже 14 апреля попытался вступить обратно);
- Розанов - "социальный новатор", повсеместно твердящий о "трех дифференциальных уравнениях перестройки".
И за что же собираются бороться эти весьма различные люди, что у них в программе? Конференции был предложен некий сырой национально-демократический документ, подчеркнуто лояльный. Оригинальным тезисом программы являлось ее заглавие: "К народному богатству", подкрепленный в тексте: "народное богатство - фундаментальное условие и гарантия народной свободы". Странновато, но все же лучше скурлатовской листовки "Идеи программы РНФ", сочетающей, помимо прочего, безудержную социальную демагогию ("трехкратное повышение доходов труженника за счет сокращения госрасходов") с редкостной мировоззренческой эклектикой (от ссылки на Ленина до "соборности") и завершающейся лозунгом "За равенство в богатстве и свободе!" Впрочем, и этот текст пользуется одобрением большинства в РНФ.
Перед конференцией я говорил с одним из провиниальных делегатов. Наслышанный о РНФ (в феврале-марте ряд региональных НФ распространил заявление, дезавуирующее незванных объединителей), он был готов к борьбе против инициаторов за очищение идеи. Но большинство на конференции составляли представители провинциальных групп и объединений, которых не смутила репутация РНФ: противостоять лидерам по существу они то ли не могли, то ли не хотели. Оппозиция здраво настроенного меньшинства была разрозненна. Впрочем, и вся дискуссия на конференции носила характер странный: основная масса обладателей мандатов представляла группы, в РНФ не входящие.
В прениях было две доминирующие линии. Первая - национальный вопрос. Здесь позиция РНФ весьма определенна. РНФ выступает за сохранение Союза в духе тезиса: "русский народ - стержневой народ", отвергает идею создания в РСФСР движений по национальному признаку и не одобряет это в Прибалтике, осуждает "национал-экстремизм", под чем понимаются, например, тбилисские митинги. Членство же свое РНФ считает открытым для населения РСФСР и "представителей национальностей РСФСР, живущих в других республиках" (приглашение для "интердвижений" Прибалтики?). Конечно, все это подвергалось критике, но лидеры отстояли свое.
Вторая линия - проблема лояльности. Здесь, как и в любом политическом объединении, наблюдается свой спектр: от Станислава Дергунова (брат входящего в Секретариат Евгения Дергунова), относящегося резко отрицательно ко всем коммунистам, до Дёмина, особенно указывавшего на наличие поддержки со стороны МГК КПСС(!) и заявившего в конце концов, что "партия - это двадцать миллионов наиболее честных и передовых людей нашего общества". Что же касается триумвирата лидеров (Скурлатов, Кольченко, Дёмин), то здесь радикалом считается Кольченко - сторонник "конструктивности" настолько "конструктивной", что даже "Демократическая перестройка" (или "Московская трибуна", он их все время путал), с его точки зренияя занимаются только критиканством. И когда Фадеев предложил принять резолюции, осуждающие Указ от 8 апреля и убийства в Тбилиси, президиум всем своим видом изображал протест, но молчал, убедившись в большей радикальности зала.
Но почему-же все-таки это называется - Российский Народный Фронт? На чем основывается такая претензия: на самонадеянности или на поддерже сверху, проявившейся уже в сообщении ТАСС о создании РНФ, напечатанном в "Советской России"? На какое будущее рассчитывают эти люди?.. Впросем, настоящее у них есть: конференция, делегаты. Даже приветствие представителя НФ Латвии. Стыдно было слушать, как уважаемый человек, Инт Цалитис, приветствовал РНФ. НФЛ можно понять: они ищут равного себе партнера в России. И вот даже куда попадают в этих поисках. Стыдно. Не за них, конечно, а за себя.
Александр Верховский
ПАНОРАМА