"Община" - бюллетень столичных анархо-синдикалистов - безусловно входит в десятку лучших независимых изданий Москвы. К достоинствам его следует отнести и то, что при всей оригинальности политических взглядов авторов "Общины", их материалы вызывали в крайнем случае резкое несогласие, но никогда - возмущение, внутреннее отталкивание. А тут...
Открываем N 29, в котором редакция поместила письмо некоего А.Ляшенко Горбачеву. Поводом для возмущения гражданина Ляшенко послужило то, что на их комбинате появились кооператоры и предложили рабочим поработать на кооператив во внерабочее время. За повышенную, разумеется, плату. На что многие и согласились. А Ляшенко не согласился, так как счел это эксплуатацией. Вот и вся история.
Тут бы уместно посожалеть, что вот, дескать, есть еще у нас люди, не понимающие, что найм дело добровольное и что существует такое понятие, как рынок рабочей силы. Но дело-то, конечно, не в несознательности гр.Ляшенко. Дело в принципиальной позиции "Общины", в отвержении ею напрочь любых форм наемного труда как противоречащих социалистическому идеалу.
Не будучи достаточно компетентен в разнообразных (в том числе и в анархистских) социалистических доктринах, не берусь судить, является ли это противоречие непреодолимым. Но пусть даже так! Что же теперь, снова запретить наемный труд, то есть снова перевести его на нелегальное положение? Казалось бы, исторически более прогрессивная форма организации экономики должна доказывать свои преимущества в свободной конкуренции.
Альтернатива этому одна - запрет. К чему, очевидно, и призывает Горбачева гр.Ляшенко при молчаливом одобрении редакции "Общины". И облекается этот призыв в должные эмоциональные тона. Прислушайтесь: "...некоторые кооперативы численностью в полтора-два десятка человек нанимают до тысячи таких, как мы, рабочих и гребут на этом столько, сколько рассудок порядочного человека не может себе даже вообразить". Не тот же ли это мотив, под который во все времена поднимались (и оправдывались интеллигенцией) самые кровавые бунты?
Ну разумеется, редакция "Общины" о крови не мечтает (может быть, не мечтает даже сам Ляшенко) и к бунту не готовится, ограничиваясь пропагандой близких ей идейно бунтарей прошлого (в первую очередь - Бакунина и Махно). Но задор революционный налицо!