(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Федеральное Собрание

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Регламент и кворум в Совете Федерации

РЕГЛАМЕНТ


Регламент первого заседания нового Совета Федерации был подготовлен рабочей группой и утвержден Советом Федерации 23 января 1996.
На первом заседании Совет Федерации принял решение создать Временную комиссию по Регламенту и Комиссию по Регламенту и парламентским процедурам, которые должны были заседать одновременно в разных кабинетах. В результате Комиссия по Регламенту была сформирована только в феврале.
Постоянный Регламент Совета Федерации разработан Редакционной комиссией, избранной на первом заседании, и утвержден палатой 6 февраля 1996. Регламент состоит из трех частей, 27 глав, 232 статей.
10 апреля 1996 в Регламент внесены поправки, уточняющие редакцию некоторых статей, а также определяющие порядок назначения судей. Определено, что тайное голосование по назначению судей может по решению палаты проводиться с помощью электронной системы.
26 июня 1996 в Регламент внесены 32 поправки. В частности: вопрос о проведении поименного голосования исключен из перечня процедурных вопросов в статье 72; регламентирован порядок назначения заместителей Генерального прокурора; сокращены некоторые полномочия аппарата (право сотрудников аппарата быть членами согласительных комиссий, исключение из повестки дня законов, на которые не представлено заключение Правового управления); расширены полномочия Председателя палаты (днем принятия закона к рассмотрению считается день подписания соответствующего распоряжения председателем палаты или его заместителем).
26 декабря 1996 поправкой к статье 50 своего Регламента Совет Федерации, вслед за Думой, перенес парламентские каникулы на 15 суток раньше; в статье 72 предусмотрел возможность принятия решений по процедурным вопросам без голосования при отсутствии возражающих; в статье 111 и новой статье 110-1 уточнил порядок прохождения законов, связанный с 14-дневным сроком; поправкой к статье 178 уточнил, что обязанность рассматривать назначение судей в 14-дневный срок относится только к Конституционному Суду и для этого может быть создано внеочередное заседание палаты.
23 января 1997 постановлением "Об учреждении Почетной грамоты Совета Федерации" внесены поправки в статьи 10 и 11, добавляющие к функциям Председателя палаты и его заместителей награждение Почетной грамотой.
11 июня 1997 Совет Федерации рассмотрел вопрос "О подготовке новой редакции Регламента" и принял постановление, в котором поручил Комиссии по Регламенту подготовить к сентябрю не новую редакцию Регламента, а постановление о внесении изменений и дополнений в действующий Регламент.
Текст Регламента Совета Федерации опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 1996, N 7, ст.655; последующие поправки - в СЗ РФ, 1996, N 16, ст.1774; N 27, ст.3204; 1997, N 1, ст.45, N 5, ст.629.

КВОРУМ

Кворум для правомочности проведения заседания Конституцией не установлен и определяется Регламентом палаты. Совет Федерации первого созыва вначале (11 января 1995) установил кворум в 2/3 от числа избранных депутатов, а 21 июля 1995 снизил его до простого большинства от общего числа депутатов (т.е. 90 человек). Такой же кворум (простое большинство) установлен в новом Совете Федерации вначале Регламентом первого заседания, а затем - постоянным Регламентом.
Кворум для принятия решений установлен Конституцией ("большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации" - ст.102 - за исключением случаев, специально предусмотренных другими статьями Конституции). Формулировку "большинство от общего числа" можно было истолковать по-разному: как число мандатов (включая вакантные) или как число реально существующих депутатов. В апреле 1995 Конституционный Суд по запросу Государственной Думы постановил считать общим числом депутатов Государственной Думы число мандатов - 450. Совет Федерации первого созыва по аналогии сделал вывод, что общим числом депутатов Совета Федерации следует считать 178.
Кворум для решения процедурных вопросов установлен Регламентом Совета Федерации. Процедурными считаются вопросы, перечисленные в статье 72 Регламента. В соответствии с поправками к Регламенту от 26 декабря 1996 допускается принятие процедурных решений без голосования - par acclamation.
Вопрос о возвращении к рассмотрению закона, решение по которому было принято на текущем заседании, не считается процедурным. Новым Регламентом Совета Федерации (ст.113) предусмотрено, что решение вернуться к рассмотрению закона означает отмену ранее принятого по нему решению и принимается "в порядке, в котором принималось отменяемое решение". В истолковании первого председателя Комиссии по Регламенту В.В.Деревянко это означает, что законы, принятые квалифицированным большинством или наоборот, не набравшие квалифицированного большинства, могут быть рассмотрены снова на том же заседании, только если решение о возвращении к рассмотрению вопроса будет принято таким же квалифицированным большинством.
Еще одно новшество, предусмотренное статьей 73 Регламента: право членов Совета Федерации от одного субъекта Федерации передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, кроме решаемых тайным голосованием, "при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке". Правда, эта норма так и не начала действовать, поскольку порядок передачи голоса палатой до сих пор не установлен.
Советом Федерации первого созыва был установлен кворум в 2/3 для лишения депутата неприкосновенности, что предусмотрено законом о статусе депутата, но противоречит ч.3 ст.102 Конституции. В Регламенте нового Совета Федерации предусмотрено решение вопроса простым большинством.

ДЛЯ ПРАВОМОЧНОСТИ ЗАСЕДАНИЯ

  • Простое большинство от общего числа - 90 (ст.47 Регламента Совета Федерации)

    ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

    Простое большинство от присутствующих

  • Для решения процедурных вопросов (ст.72 Регламента)

    Простое большинство от общего числа - 226

  • Для принятия постановлений, других решений во всех случаях, когда Регламентом не установлена другая норма (ст.102 Конституции, ст.72 Регламента)
  • Для одобрения федеральных законов (ст.105 Конституции, ст.112 Регламента)

    3/5 от общего числа - 107

  • Для созыва Конституционного собрания (ст.135 Конституции)

    2/3 от общего числа - 119

  • Для отрешения от должности Президента (ст.93 Конституции, ст.176 Регламента)
  • Для одобрения федеральных законов, отклоненных Президентом (ст.107 Конституции, ст.128 Регламента)

    3/4 от общего числа - 134

  • Для одобрения федеральных конституционных законов (ст.108 Конституции, ст.135 Регламента)
  • Для одобрения законов о поправках к Конституции (ст.136 Конституции)
    "Панорама"


    InterReklama advertising
    InterReklama Advertising Network