(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Федеральное Собрание

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Государственная Дума второго созыва (1995 - . . .)
Соотношение политических сил

Механизм рассмотрения вопроса о доверии Правительству и роспуска Думы

Основания для роспуска Государственной Думы изложены в статьях 111 и 117, а условия и порядок роспуска - в статье 109 Конституции. Статья 117 дает Президенту право в случае, если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству, либо объявить об отставке Правительства либо распустить Думу. Статья 111 предписывает Президенту (без вариантов) распустить Думу, после трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства.
Из Конституции вытекает, что Дума никак не может быть распущена до 12 июня 1996 года (в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента - ч.5 ст.109). До 17 декабря 1996 (в первый год после избрания) Дума не может быть распущена по мотивам выражения ею недоверия Правительству (по статье 117), но может в случае трехкратного отклонения ею представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства (по статье 111).

СТАТЬИ 109, 111, 117 КОНСТИТУЦИИ РФ
(о назначении Председателя Правительства, вотуме недоверия
и порядке роспуска Государственной Думы)

"Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации."

"Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы."

"Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации."

РЕГЛАМЕНТ

Порядок рассмотрения вопроса о доверии Правительству регулируется главой 18 (статьи 141-146) Регламента Государственной Думы.
Обсуждение вопроса о недоверии Правительству вносится в повестку дня без голосования по требованию не менее 90 депутатов и рассматривается в недельный срок. До 14 апреля 1995 правом потребовать обсуждения вопроса обладали также фракции независимо от своей численности, 14 апреля 1995 все фракции старой Думы (кроме ЛДПР и ДПР) проголосовали за поправку к Регламенту, которой лишили себя этого права.
Вопрос о доверии Правительству подлежит рассмотрению во внеочередном порядке по требованию Председателя Правительства.
На закате своей деятельности Дума первого созыва приняла еще одну поправку к Регламенту, позволяющую ей уходить от однозначного решения вопроса о доверии/недоверии Правительству. До ноября 1995 года Регламент Государственной Думы предусматривал два способа подсчета голосов для вынесения недоверия Правительству в зависимости от того, по чьей инициативе рассматривается вопрос:
вопрос о НЕДОВЕРИИ Правительству вносится в повестку дня по требованию 1/5 от общего числа ДЕПУТАТОВ (до принятия поправки к Регламенту 14 апреля 1995 правом потребовать обсуждения вопроса о недоверии Правительству обладали также фракции Государственной Думы независимо от своей численности). В случае голосования о недоверии Правительству по инициативе депутатов, для выражения недоверия согласно Регламенту (ст.143) требуется большинство голосов от общего числа депутатов (т.е.на голосование ставится вопрос "КТО ЗА НЕДОВЕРИЕ?");
вопрос о ДОВЕРИИ Правительству вносится в повестку дня по требованию Председателя ПРАВИТЕЛЬСТВА или лица, исполняющего его обязанности. В этом случае (ст.145 Регламента) большинство голосов требуется для выражения доверия ("КТО ЗА ДОВЕРИЕ?"), а если такое большинство не набрано - считается, что Дума отказывает в доверии Правительству.
Такой механизм привел к кризису июня - июля 1995 года, когда Дума чуть не оказалась перед выбором: выразить Правительству доверие или подвергнуться роспуску. 15 ноября 1995 года Дума застраховалась от таких ситуаций, изменив Регламент: отныне в случае, если большинство за доверие не набрано, ставится на голосование вопрос "КТО ЗА НЕДОВЕРИЕ?", и если большинства нет - вопрос откладывается на неопределенный срок.
В Думе первого созыва голосования по вопросу о недоверии Правительству проводились трижды: 27 октября 1994 Дума не выразила недоверие Правительству, 21 июня 1995 выразила, но при повторном голосовании 1 июля 1995 не подтвердила своего решения.

ПЕРВАЯ ИНИЦИАТИВА
январь - апрель 1996

На второй день работы новой Думы, еще до избрания ее Председателя, депутат Е.Мизулина (фракция Яблоко) при обсуждении вопроса о военных действиях на Северном Кавказе предложила от имени фракции начать сбор подписей за недоверие Правительству.
Лидеры фракции КПРФ посчитали нецелесообразным присоединяться к инициативе, мотивируя это тем, что Правительство сделало ряд позитивных шагов (Г.Селезнев) или что вопрос об отставке Правительства решится сам собой в результате президентских выборов.
В начале марта член фракции А.Голов вывесил в Думе объявление, что сборщикам подписей не хватает "пары десятков подписей" до необходимого минимума.
12 марта 1996 в ответ на обострение военных действий в Чечне Г.Явлинский распространил Заявление фракции "Яблоко", в котором назвал рассмотрение вопроса о недоверии Правительству "единственным способом заставить руководство страны публично и всерьез объяснить, зачем Ельцин, Черномырдин, Грачев и Куликов вновь убивают мирных граждан и послали умирать российских солдат и офицеров". В заявлении говорилось, что в январе фракции удалось собрать только 58 подписей. "Трусость одних фракций и продажность других не позволила поставить этот вопрос. Фракция 'Яблоко' призывает всех депутатов еще раз подумать о своей ответственности за жизни сограждан и поддержать инициативу о выражении недоверия Правительству."
19 апреля 1996, когда Государственная Дума начала утреннее заседание с обсуждения гибели большого числа российских солдат в Чечне, депутат С.Иваненко от имени фракции "Яблоко" снова предложил поставить вопрос о недоверии Правительству и собрать до перерыва необходимые подписи. Вопрос не был поставлен на голосование, поскольку Дума решила вообще не рассматривать поправки к повестке дня.

ГОЛОСОВАНИЯ О НЕДОВЕРИИ ОТДЕЛЬНЫМ МИНИСТРАМ

Дума первого созыва за два года своей работы в различных формах выразила недоверие четырем членам Правительства: П.С.Грачеву (23 июня 1995), Н.Д.Егорову (23 июня 1995), В.Ф.Ерину (27 апреля 1994, 10 марта 1995, 23 июня 1995) и В.П.Квасову (15 июля 1994).
Постановления Думы о недоверии министрам не вызывали никаких юридических последствий. Президент частично отреагировал на них (сняв Ерина и Егорова) один раз - после того, как Дума вынесла недоверие Правительству в целом. 21 июня 1995 года Дума приняла поправки к Конституции, наделявшие Думу правом утверждения силовых министров и правом выносить квалифицированным большинством решения о недоверии отдельным министрам, влекущие их отставку, но эти поправки были отклонены Советом Федерации.

В Думе второго созыва пока голосовалось недоверие одному министру - В.Г.Панскову.
Внести в повестку дня вопрос об обращении к Президенту с предложением сменить министра финансов предложил 21 февраля 1996 депутат Ю.П.Кузнецов (ЛДПР). Предложение получило 134 голоса. По предложению В.В.Жириновского вопрос был проголосован еще раз и предложение получило 245 голосов. Вопрос рассмотрен 23 февраля 1996: фракция ЛДПР внесла проекты двух постановлений с требованием отставки министра: об обращении к Президенту по вопросу о ситуации в Минфине и о министре финансов Панскове, которые получили соответственно 58 и 34 голоса.
Page TopTOC

"Панорама"


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network