(by TRANSLATE.RU)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Федеральное Собрание

Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника

Регламент Государственной Думы

Раздел III


Предыдущий раздел | Оглавление

РАЗДЕЛ III
Законодательная процедура

Глава 12
Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение

Статья 94. Согласно части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены (депутаты) Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы, указанными в части первой настоящей статьи.
Статья 94-1. Проект постановления Государственной Думы может быть внесен Президентом Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе, комитетами и комиссиями Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации.
(Статья внесена 15 апреля 1994)
Статья 95. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
законопроектов и поправок к законопроектам;
законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;
законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу;
предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Статья 96. Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление:
а) текста законопроекта;
б) обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;
в) справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
г) перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;
д) предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
е) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
В представленных материалах указываются фамилии депутатов Государственной Думы, являющихся инициаторами разработки законопроекта, государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации, а также отдельные лица, принимавшие участие в их подготовке. При оформлении законопроектов должны учитываться также другие требования, установленные федеральным законодательством.
Законопроекты, указанные в части второй настоящей статьи, направляются Советом Государственной Думы на заключение Правительству Российской Федерации, которое в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.
В случае необходимости получения дополнительной информации или разъяснений от субъекта права законодательной инициативы, вносящего законопроект, либо сбора или запроса у субъектов Российской Федерации требующихся для дачи заключения данных, не предусмотренных системой государственной отчетности, срок рассмотрения законопроекта и подготовки письменного заключения продлевается до 30 дней, о чем Правительство Российской Федерации сообщает Государственной Думе.
При отсутствии возможности дачи заключения по не зависящим от Правительства Российской Федерации обстоятельствам (непредставление субъектом права законодательной инициативы или субъектом Российской Федерации необходимых данных, требующихся для дачи заключения) вопрос о сроке дачи письменного заключения решается по согласованию между Советом Государственной Думы и Правительством Российской Федерации.
(Части четвертая, пятая и шестая внесены 15 апреля 1994)
Статья 97. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
а) о сроках и порядке вступления федерального конституционного закона, федерального закона в силу;
б) об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
в) предложение Президенту Российской Федерации и поручение Правительству Российской Федерации о приведении в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом, федеральным законом их правовых актов.
Статья 98. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу, подлежат регистрации Государственной Думой. Контроль за регистрацией осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. (В ред. от 23 января 1996)
Статья 99. Если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям федерального законодательства, касающимся порядка подготовки законопроектов и настоящего Регламента, или не представлены необходимые материалы, указанные в статье 96 настоящего Регламента, такой законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициатору для выполнения им установленных требований к законопроекту.
Статья 100. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.
В случае направления законопроекта в несколько комитетов Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитет по законопроекту.
Совет Государственной Думы может установить срок для подготовки законопроекта.
Статья 101. Порядок подготовки и рассмотрения законопроектов определяется ответственным комитетом Государственной Думы самостоятельно на основе федерального законодательства и настоящего Регламента.
Для работы над законопроектами комитеты могут создавать рабочие группы.
В случае, если законопроект рассматривается в нескольких комитетах, ими может быть образована совместная рабочая группа.
В состав рабочих групп могут включаться депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами указанных комитетов, представители соответствующего субъекта права законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и специалисты.
Если по одному и тому же вопросу имеется более одного законопроекта, они рассматриваются комитетом одновременно.
Статья 102. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний.
По решению ответственного комитета Государственной Думы законопроект направляется на заключение Правительства Российской Федерации, соответствующих министерств и ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу. Комитетом устанавливается срок представления заключения и материалов экспертизы.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта, а также проверку представленных субъектом права законодательной инициативы перечней актов федерального законодательства, которые подлежат отмене, изменению или дополнению в связи с принятием данного законопроекта.
Замечания и предложения депутатов Государственной Думы и других соответствующих субъектов права законодательной инициативы по законопроекту рассматриваются на заседании ответственного комитета.
Комитеты, участвовавшие в работе над законопроектом, в случае возникновения между ними разногласий по поводу содержания законопроекта или целесообразности работы над ним принимают меры к достижению согласия. Вопросы, по которым не достигнуто согласие, вносятся на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Статья 103. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации.
Статья 104. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему направляются ответственным комитетом Государственной Думы в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы. Комитет представляет также предложения о приглашении лиц на рассмотрение законопроекта Государственной Думой.

Глава 13
Рассмотрение законопроектов и принятие федеральных законов

Статья 105. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
Статья 106. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три дня до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
Законопроекты, кроме законопроектов, перечисленных в части второй статьи 96 настоящего Регламента, могут быть рассмотрены без заключений на них, если заключения не были представлены в установленный Советом Государственной Думы срок.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представители комитетов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также других государственных органов, общественных объединений, учреждений, организаций, которым законопроект направлен на заключение, вправе присутствовать на заседаниях комитета при рассмотрении законопроекта и решении вопроса о внесении его на первое чтение.
По результатам рассмотрения законопроекта комитет принимает постановление.
Статья 107. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.
Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы.
Если разработка законопроекта была поручена нескольким комитетам палаты и они представили различные его концепции, то заслушиваются также доклады тех комитетов, которые не согласны с концепцией ответственного комитета.
Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.
При рассмотрении законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представителей Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
При рассмотрении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства Российской Федерации.
Статья 108. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может решить:
принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
отклонить законопроект;
принять закон.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.
При внесении более одного законопроекта по одному и тому же вопросу Государственная Дума рассматривает их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение других законопроектов. Отклоненные законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу повторно до принятия ею окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Это решение оформляется постановлением Государственной Думы.
Статья 109. Государственная Дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении.
Статья 110. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в соответствующий комитет Государственной Думы в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей законопроекта.
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены (депутаты) Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.
Статья 111. Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает поправки. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. В случае признания комитетом поправок противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам комитет сообщает об этом авторам поправок. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять их в ходе обсуждения в комитете.
Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании комитета, который может согласиться с ними и включить их в текст законопроекта или внести в Государственную Думу рекомендацию об отклонении поправок. После рассмотрения на заседании комитета доработанный законопроект представляется в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения Государственной Думой вопросов во втором чтении.
Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок.
По поручению комитета и в соответствии с текстом законопроекта, подготовленного комитетом ко второму чтению, Правовое управление Аппарата Государственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта.
Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициатору законопроекта, как правило, не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Статья 112. Комитет Государственной Думы направляет законопроект, подготовленный ко второму чтению, с таблицами поправок к нему, принятых комитетом либо рекомендованных им к отклонению, Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему данный законопроект, и Правительству Российской Федерации. (В ред. от 22 июня 1994 г.)
Совет Государственной Думы принимает решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Государственной Думой вопросов во втором чтении, о направлении депутатам Государственной Думы необходимых материалов и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.
Законопроект вместе с перечнем актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению, таблицы поправок к нему и заключения по законопроекту представляются депутатам, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Статья 113. В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной Думы.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представители инициатора законопроекта, Правительства Российской Федерации. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.
При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае принятия законопроекта за основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении.
В случае, если законопроект за основу не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении.
Если принято решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. Обсуждение и принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и по одобренным комитетом поправкам в соответствии с частью второй настоящей статьи. После принятия решения по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает законопроект во втором чтении либо отклоняет его.
Статья 114. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.
По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов.
Статья 115. Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона.
При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.
В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.
Статья 116. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о направлении федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы, которое также передается Совету Федерации.
В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Глава 14
Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации

Статья 117. В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет Государственной Думы, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты.
Статья 118. Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону Государственная Дума может принять участие в создании по инициативе Совета Федерации, Государственной Думы, Президента Российской Федерации, субъекта права законодательной инициативы согласительной комиссии из числа депутатов Государственной Думы и Совета Федерации.
Решение о необходимости создания согласительной комиссии и об избрании в ее состав депутатов Государственной Думы, а также сопредседателя согласительной комиссии от Государственной Думы принимается на заседании палаты большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и направляется в Совет Федерации. (В ред. от 19 апреля 1995)
Депутат Государственной Думы, избранный в состав согласительной комиссии, обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании согласительной комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует сопредседателя согласительной комиссии. (В ред. от 15 ноября 1995)
Статья 119. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона.
Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от Государственной Думы и членов комиссии от Совета Федерации. Комиссия принимает решения открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.
По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. Протокол вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы, который включает федеральный закон в календарь рассмотрения вопросов для повторного рассмотрения закона Государственной Думой.
Статья 120. При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственной Думой не рассматриваются.
В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений в течение 10 дней.
Новые предложения согласительной комиссии рассматриваются Государственной Думой в порядке, указанном в частях первой и второй настоящей статьи.
Статья 121. Государственная Дума принимает решение по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.
Статья 122. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.
В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый в указанном порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту Российской Федерации.

Глава 15
Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации

Статья 123. Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон.
Статья 124. Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской Федерации, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета Государственной Думы или специально созданной комиссии палаты, которые рассматривают его в течение 10 дней.
По итогам рассмотрения комитет или комиссия могут рекомендовать Государственной Думе:
одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации;
согласиться с предложением Президента Российской Федерации о нецелесообразности принятия федерального закона;
одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
Совет Государственной Думы по получении заключения упомянутых в части первой настоящей статьи комитета или комиссии включает в первоочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении федерального закона в календарь рассмотрения вопросов.
О времени и месте проведения заседания Государственной Думы не позднее чем за три дня до его проведения сообщается Президенту Российской Федерации и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании.
Статья 125. Повторное рассмотрение федерального закона начинается с выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, затем излагается заключение комитета или комиссии, указанных в статье 124 настоящего Регламента. Предложение Президента Российской Федерации о нецелесообразности принятия отклоненного им федерального закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если палата принимает решение о проведении обсуждения, в нем участвуют только представители фракций и депутатских групп. Заключительное слово предоставляется полномочному представителю Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании.
Статья 126. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если первое предложение не принято, на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае принятия данного решения закон в тот же день направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.
В случае, если не принято ни одно из решений, упомянутых в частях первой и второй настоящей статьи, палата проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации. Перед каждым голосованием слово предоставляется полномочному представителю Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, а затем представителю ответственного комитета или специальной комиссии, упомянутых в статье 124 настоящего Регламента. Решение в каждом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
После одобрения Государственной Думой отдельных предложений Президента Российской Федерации повторное рассмотрение федерального закона откладывается до следующего заседания палаты; комитету или комиссии, готовившим заключение, поручается с привлечением Правового управления Аппарата Государственной Думы подготовить текст федерального закона с включением в него одобренных Государственной Думой предложений Президента Российской Федерации. Указанный текст представляется Государственной Думе для одобрения в целом.
Федеральный закон считается одобренным с учетом предложений Президента Российской Федерации, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае федеральный закон в течение пяти дней передается Председателем Государственной Думы на рассмотрение Совета Федерации.

Глава 16
Рассмотрение предложений о пересмотре положений Конституции Российской Федерации и внесение в нее поправок

Статья 127. Предложения о пересмотре положений Конституции Российской Федерации и о внесении в нее поправок могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группой депутатов численностью не менее одной пятой членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
В соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Статья 128. Предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, внесенные в Государственную Думу, должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции Российской Федерации или их отдельных статей, частей, пунктов, а также обоснование данного предложения.
Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно- правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов.
Статья 129. Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации и заключение комитета рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.
Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации считается одобренным, если за него проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы направляется в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.
Статья 130. Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. При внесении проекта федерального конституционного закона о поправках к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации применяется законодательная процедура, предусмотренная разделом III настоящего Регламента.
Поступивший проект федерального конституционного закона о внесении изменений и дополнений в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.
Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта федерального конституционного закона о внесении изменений и дополнений в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации с участием инициатора законопроекта, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты и иных лиц, предусмотренных настоящим Регламентом.
Заключение и подготовленный к рассмотрению проект федерального конституционного закона о внесении изменений в положения глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации с учетом внесенных поправок направляются Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе в Совет Государственной Думы для включения законопроекта в календарь рассмотрения вопросов.
Статья 131. Рассмотрение законопроекта о внесении изменений и дополнений в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации осуществляется Государственной Думой в трех чтениях.
В ходе рассмотрения законопроекта Государственная Дума заслушивает доклад инициатора каждой конституционной поправки, содоклад Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании или уполномоченных им лиц, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.
Статья 132. Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации обсуждаются и голосуются каждая в отдельности в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. Поправка принимается, если за нее проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 133. После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта федерального конституционного закона о внесении изменений в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации и устранения имеющихся противоречий Государственная Дума принимает федеральный конституционный закон в целом, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый Государственной Думой федеральный конституционный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.
Статья 134. Если Совет Федерации отклоняет федеральный конституционный закон о внесении изменений и дополнений в главы 3 - 8 Конституции Российской Федерации, то для преодоления возникших разногласий может применяться процедура, предусмотренная настоящим Регламентом для повторного рассмотрения федеральных конституционных законов.
Указанный федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов палаты.
Одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации
Статья 135. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется без принятия Государственной Думой дополнительного решения на основании принятого в установленном порядке федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.


Следующий раздел | Оглавление
Page TopTOC

"Панорама"


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network