ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
|
Федеральное Собрание
|
Оглавление справочника
Обновляемая версия справочника
Регламент Государственной Думы
Раздел I
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации
РАЗДЕЛ I
Внутреннее устройство и органы Государственной Думы
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Государственная Дума является палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
Государственная Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Статья 2. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 3. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться депутатом (членом) Совета Федерации, быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 4. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания.
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом.
Статья 5. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
Статья 6. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Государственной Думы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, другими федеральными законами и настоящим Регламентом.
Статья 7. Депутат Государственной Думы может быть лишен неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации на основании заключения Мандатной комиссии Государственной Думы решением Государственной Думы, если за это решение проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 9 июня 1995)
Глава 2
Председатель Государственной Думы. Первый заместитель Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы
Статья 8. Председатель Государственной Думы, Первый заместитель Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Председатель Государственной Думы, Первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.
Кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции, депутатские группы и депутаты.
В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам на должность Председателя Государственной Думы, давшим согласие баллотироваться, эти кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Каждая фракция и депутатская группа имеет право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.
Статья 9. В список для голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 19 апреля 1995)
В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одну кандидатуру. (В ред. от 19 апреля 1995)
Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 19 апреля 1995)
Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал большинства голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение тех кандидатур, которые выдвигались ранее. (В ред. от 17 января 1996)
Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 17 января 1996)
Избрание Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты.
Статья 10. Государственная Дума принимает решение о том, какое число заместителей Председателя Государственной Думы необходимо избрать.
Кандидатуры для избрания на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигаться фракциями, депутатскими группами и депутатами. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в бюллетень для тайного голосования.
Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросы.
Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом.
Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы являются кандидаты, получившие большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. (В ред. от 19 апреля 1995)
Избрание Первого заместителя Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлениями палаты.
Статья 11. Председатель Государственной Думы:
ведет заседания палаты;
ведает внутренним распорядком палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
организует работу Совета Государственной Думы;
назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. (В ред. от 23 января 1996)
представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях;
участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Государственная Дума может отменить любое распоряжение Председателя Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в повестку заседания Государственной Думы следующие вопросы:
о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы;
о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте программы ее законопроектной деятельности на следующую сессию.
Доклады Председателя Государственной Думы обсуждаются на заседании Государственной Думы. По результатам обсуждения Государственная Дума может принимать постановления.
Статья 12. Заместители Председателя Государственной Думы по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними и в соответствии с настоящим Регламентом.
Глава 3
Совет Государственной Думы
Статья 13. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты.
В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. В отсутствие руководителей фракций, депутатских групп и председателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители.
Председательствуют на заседаниях Совета Государственной Думы Председатель Государственной Думы или поочередно его заместители.
В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании;
представители Правительства Российской Федерации;
представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах.
Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы.
Статья 14. Совет Государственной Думы:
разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию ;
составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц;
созывает по предложению Президента Российской Федерации, или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Правительства Российской Федерации внеочередные заседания палаты;
направляет для рассмотрения в комитеты палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы;
принимает решение о возвращении субъектам права законодательной инициативы внесенных в Государственную Думу законопроектов, если не выполнены требования настоящего Регламента, предъявляемые к вносимым законопроектам;
принимает решение о проведении парламентских слушаний;
утверждает распределение обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы;
разрешает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом.
Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде протокольных записей, которые подписываются Председателем Государственной Думы.
Государственная Дума может отменить решение Совета Государственной Думы.
Статья 15. О всех решениях Совета Государственной Думы Председатель Государственной Думы информирует депутатов Государственной Думы на ближайшем заседании палаты. Совет Государственной Думы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам Государственной Думы, в депутатские объединения и комитеты палаты.
Глава 4
Комитеты и комиссии Государственной Думы
Статья 16. В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии.
Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:
осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;
организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
осуществляют функции контроля за реализацией законодательства;
дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
решают вопросы организации своей деятельности.
Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
Группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы, имеет право законодательной инициативы.
Статья 17. Государственная Дума образует следующие комитеты:
Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе;
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
Комитет Государственной Думы по делам ветеранов;
Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
Комитет Государственной Думы по образованию и науке;
Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;
Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам;
Комитет Государственной Думы по экономической политике;
Комитет Государственной Думы по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
Комитет Государственной Думы по экологии;
Комитет Государственной Думы по обороне;
Комитет Государственной Думы по безопасности;
Комитет Государственной Думы по международным делам;
Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
Комитет Государственной Думы по информационной политике и связи;
Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики;
Комитет Государственной Думы по конверсии и наукоемким технологиям;
Комитет Государственной Думы по культуре;
Комитет Государственной Думы по туризму и спорту;
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера. (В ред. от 23 января 1996)
В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об образовании комитета Государственной Думы оформляется постановлением палаты.
Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва.
Положение о комитете Государственной Думы утверждается постановлением палаты.
Статья 18. Государственная Дума формирует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
Статья 19. Председатели комитетов и комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы в статье 10 настоящего Регламента.
Председатели и заместители председателей комитетов и комиссий избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Избрание оформляется постановлением палаты. (В ред. от 19 апреля 1995)
Состав комитета, комиссии утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы в соответствии со списком, предварительно согласованным во фракциях и депутатских группах. Решение об утверждении состава комитета, комиссии оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения в составе комитета, комиссии производятся постановлением Государственной Думы с предварительного согласия соответствующих депутатских объединений. (В ред. от 19 апреля 1995
В состав комитетов, комиссий не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.
Статья 20. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений и депутатов Государственной Думы - членов Правительства Российской Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.
Статья 21. Заседание комитета, комиссии Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии.
Заседание проводит председатель комитета, комиссии или его заместитель.
Заседания комитета, комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Внеочередное заседание комитета, комиссии созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе либо по поручению Председателя Государственной Думы, Совета Государственной Думы, по требованию депутатского объединения или не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.
О заседании комитета, комиссии его председатель уведомляет не менее чем за двое суток членов этого комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. Необходимая информация для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты.
Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является.
О невозможности присутствовать на заседании комитета, комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета, комиссии.
Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании. Протоколы заседаний подписывает председательствующий.
Статья 22. Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения по повестке заседания Государственной Думы.
Представитель комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий Государственной Думы с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета и комиссии.
Статья 23. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав.
На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представители Правительства Российской Федерации, а также представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии.
На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.
Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания.
Статья 24. Для подготовки отдельных вопросов, парламентских слушаний комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов этого комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей министерств и ведомств, иных государственных органов и общественных объединений, научных учреждений, а также специалистов.
Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов.
Статья 25. Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах политического многообразия и многопартийности, свободы обсуждения, гласности. На заседания комитета, комиссии могут приглашаться представители средств массовой информации.
Статья 26. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций.
Органы государственной власти, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации и их должностные лица обязаны в десятидневный срок предоставлять комитетам и комиссиям Государственной Думы запрашиваемые ими документы и материалы.
Статья 27. Комиссии Государственной Думы формируются из числа членов комитетов палаты.
Государственная Дума образует комиссии Государственной Думы:
мандатную;
для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;
для подсчета результатов тайного голосования;
для дачи заключения, предусмотренного частью 2 статьи 93 Конституции Российской Федерации;
а также другие.
Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия и состав определяются постановлением палаты.
Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета Государственной Думы.
Глава 5
Депутатские объединения: фракции, депутатские группы
Статья 28. Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. (В ред. от 15 июля 1994)
Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуется фракцией и подлежит регистрации.
Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.
Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Объединения депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящим Регламентом, не пользуются правами фракции или депутатской группы.
Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.
Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Подача заявления депутатом о вступлении в депутатское объединение делает недействительным его предыдущее заявление о вступлении в иное депутатское объединение. (В ред. от 15 июля 1994)
Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно.
Статья 29. Для регистрации депутатского объединения во Временный секретариат Государственной Думы направляется письменное уведомление о создании фракции или депутатской группы, ее целях, составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции или депутатской группы и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях.
Временный секретариат Государственной Думы предоставляет палате, средствам массовой информации сведения о составе фракций и депутатских групп.
Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.
После прекращения полномочий Временного секретариата Государственной Думы регистрация депутатских объединений осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. (В ред. от 23 января 1996)
Следующий раздел |
Оглавление
"Панорама"
InterReklama Advertising Network